Выпуск N25
18 декабря 2000 г.

Здравствуйте, дорогие читатели!

В ожидании Нового года и особенно следующего за ним Рождества Христова мы хотим поговорить с вами о чуде. О чуде, которого все мы ждем - независимо от того, верим или не верим в то, что оно может произойти. Но думаю, что многие из вас по собственному опыту знают, что чудо чуду рознь. Оно может быть от Бога и от..., истинным и подделкой, на пользу и спасение и во вред, даже на погибель.

Об этом - книги: те, что мы принесли вам сегодня и многие, многие другие...

Верхняя полка

Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа

Всем нам часто доводилось произносить довольно-таки банальную фразу: "Желаю тебе исполнения всех твоих желаний". Привычное клише поздравительной открытки. Но неужели мы в самом деле этого желаем? Если да - то вряд ли когда-нибудь задумывались над глубинным смыслом этой формулы.

У Надежды Тэффи есть рассказ "Когда рак свистнул" - о том, как некий ученый после многолетних трудов заставил рака произвести желанный звук. Свистел рак довольно долго - пока не оборвалась его героическая жизнь. За это время успело осуществиться многое из того, что должно было сбыться, "когда рак на горе свистнет". Но жизнь людская не стала благоденствием. Напротив - страданий стало еще больше (например, первым следствием свиста животного был полковник, лопнувший по страстному желанию какого-то солдатика).

Рафаэль, герой романа Бальзака "Шагреневая кожа", становится обладателем талисмана, который может исполнять любые желания. Но надпись на чудесной коже предостерегает: "...соразмеряй свои желания со своей жизнью. Она - здесь. При каждом желании я буду убывать, как твои дни". И вот Рафаэль с упоением отдается страстям, забыв о наслаждениях бедной, но чистой жизни, которую он некогда вел в убогой мансарде. Но с каждым желанием уменьшается размер таинственной кожи, а вместе с ним убывает и жизнь.

Испытавший все: и мучительное опьянение вседозволенностью, и пытку уединения в четырех стенах, больной физически и духовно, Рафаэль умер, не совершив ничего, о чем некогда мечтал одаренный молодой человек. Обладая нечеловеческой властью, он был рабом человеческого "я".

Так свободны ли наши друзья настолько, чтобы мы могли с чистым сердцем поставить свою подпись на открытке с пожеланием исполнения всех желаний?

О. Надпорожская

Современная полка

М.А. Булгаков. Собачье сердце

Если бы сейчас был понедельник советской власти, то критические заметки по поводу "Собачьего сердца" материализовали бы молот народного гнева, занесенный над самодовольной мракобеснующейся преображеновщиной и борменталевщиной.

Если бы ручка трепетала над листом писчей бумаги в среду советской власти, то мы непременно услышали бы фанфары в честь смелого сатирика, вскрывающего язвы в виде всяческих "элементов" на теле молодой республики.

Если бы дело клонилось к концу совдеповской недели, следовало бы решительно, смело и открыто статьей о гватемальских жужелицах, намекающей на гнилостность этико-философских норм homo sovieticus, разразиться саркастическим смехом по поводу идей "совка" как такового.

Но мы в сии предпраздничные дни не будем опускаться в недра лукавых изысканий временщиков-критиков, а под падающий (надеюсь) снежок предадимся размышлениям о чуде на примере булгаковского "Собачьего сердца".

Безусловно, правы критики, рассматривающие Шарикова как образец "типичного в типичном" - как homo sovieticus, поднимающийся лестницей дарвинизма, залитой светом классовой борьбы и прочей чепухи, где на верхнем этаже восседает венец эволюционного развития - Швондер.

Толщины подобной нити намеков вполне хватило бы, чтобы повесить Булгакова несколько раз и несколько раз расстрелять. Однако этого не случилось, к счастью. И ответ на вопрос "почему?" прост: автор беспощадно разоблачает самодовольных жрецов науки, к тому же с "неподходящим происхождением". Как вы помните, у Борменталя отец был судебный следователь, а у профессора Преображенского - кафедральный протоиерей. Не правда ли, символично?

Кажется более обоснованной мысль, подчеркивающая мотив "кто был ничем, тот станет всем", напетый красным классиком, или категорическое заключение "ex nihilo nihili fit" ("из ничего ничего и выйдет"). Но литературные версии - "Принц и нищий", "Пигмалион" и другие - опровергают безоговорочность вывода.

Однако это старо как мумия...

Но у меня есть для вас новость. Вернее - секрет, открытый самим профессором. "Так вот вам... сообщу по секрету... старый осел Преображенский нарвался на этой операции как третьекурсник... открытие получилось, вы сами знаете, какое... единственным результатом будет то, что все мы теперь будем иметь этого Шарикова вот где - здесь, - Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее, - будьте спокойны!". Вместе с профессором, смею заметить, в поисках чуда нарвалась и российская интеллигенция, стараниями коей родилась Ш Ш Ш Р - трижды шариковская Россия. Чудеса от человеков (над человеком) всегда заканчиваются бесчеловечно, равно как и чудеса от беса. Близкая вышесказанному мысль формировалась Булгаковым, вольно или невольно, во многих его произведениях.

Я же - накануне праздника желаю всем Божественных чудес. Одно из них нам и предстоит - возвестить радостью души и веселием сердца - Рождество Христово!

Давыдюкъ

Детский шкафчик

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

Всем знакомая старая сказка о том, как старик не зажарил золотую рыбку, но в оплату за благодеяние по наущению своей амбициозной жены требовал у нее всяческие блага. Наконец терпение у рыбки кончилось, и она, ничего не сказав (что, впрочем, для рыб типично), отняла от обнаглевшей супружеской четы все почести и ценные вещи. Многие родители, поведав эту печальную историю своим детям, снабжают ее поучительным комментарием: во всем надо знать меру, вот не претендовала бы старуха на звание морской царицы, довольствовалась бы чином императрицы - и жила бы себе отлично. Мысль о том, что подобный стяжательский вывод и есть мораль, заложенная в произведение великим поэтом, кажется мне, по меньшей мере, нелепой.

В народных сказках меня всегда коробила система взаимоотношений Героя с окружающим миром, а именно та их часть, в которой он сохранял жизнь разнообразному зверью в надежде на то, что в дальнейшем оно ему "пригодится". Ведь убить пичугу или рыбину, которая говорит человеческим языком, и не как попугай, а с полным пониманием дела, да еще беспокоится о своих "малых детушках", то есть отличается от человека лишь своей оболочкой - значит совершить самое настоящее убийство, да еще с целью каннибализма. Хладнокровию, с которым очередной Иван (царевич, королевич, крестьянский сын) ведет переговоры о выгодах, ожидающих его, если он не убьет "малых утятушек", могут позавидовать многие террористы.

Именно эту фольклорную безнравственность и преодолевает Пушкин в "Сказке о рыбаке и рыбке". Старик, осознав свой улов как равный себе в умственном и духовном плане, отпускает его, не требуя себе никакой награды. Ведь оценить жизнь золотой рыбки - значит ограничить стоимость жизни мыслящего и чувствующего существа вообще. Не понимающая этого старуха пытается выяснить, какова же цена жизни, и в качестве ответа на этот вопрос предлагает самые разные варианты - от корыта до максимально высокого социального статуса царицы. Все пожелания "проклятой бабы" вмиг выполняются. И когда желать уже вроде нечего, старуха выдвигает новое требование - пусть золотая рыбка отдаст ей свою свободу. И тут выясняется, что жизнь без свободы, во всяком случае, нравственной, ничего не стоит.

Таким образом, сидя вновь у разбитого корыта, старуха не остается ни с чем, как ошибочно полагают многие. Она остается не только с корытом, но и со знанием о пределе цены за принципиально бесценную вещь.

В. Островной

Как всегда, вы сможете припасть жадными взорами к страницам описанных книг, "щелкнув" по их названиям и сделав заказ в магазине "Biblion".

На этом позвольте откланяться до следующей встречи перед Рождеством.

С наступающим Новым годом вас!

С уважением,
О.Н., Д., В.О. (olga@acapod.ru)