Интересно проследить эволюцию функции подарка с древнейших времен до наших дней.

1. Если заглянуть в глубины зоопсихологии, то мы увидим там паука, который перед совокуплением преподносит своей избраннице муху. Чем больше муха, тем значительней шанс паука-мальчика остаться в живых. Отсюда проистекают сразу две, по-видимому, наиболее древние функции подарка:

  • подарки дарят, чтобы тебя не съели
  • подарки дарят избраннице (избраннику), как явный намек на будущие сексуальные отношения.

    За прошедшие миллионы лет эти, с позволения сказать, паучьи функции подарка остались практически без изменения.

    Приходилось ли вам кого-нибудь задабривать с помощью подарка? А намекать на желательный интим? Разумеется, большинство читателей на оба вопроса ответят утвердительно.

    Однако эволюция идет вперед. Из физиологии нам известно, что любое эволюционное приобретение имеет несколько функций, так как Природа - дама весьма экономная.

    2. Следующая по времени возникновения и уже собственно человеческая функция подарка относится не столько к индивидуумам, сколько к целым коллективам людей (племенам, семьям, кланам). Она подразумевает вступление в отношения. Именно эти подарки получили многозначительное и слегка высокопарное наименование даров.

    Индивидуальные подарки в то время, разумеется, тоже существовали, но, грубо говоря, кодировали все те же "паучьи" послания: "Не бей (не ешь) меня!", "Я хочу взять тебя в жены!"). Процесс индивидуализации личности находился еще в начале своего долгого и трудного пути, и самые интересные и "продвинутые" вещи происходили на уровне семьи, племени, рода, этноса. В каких же случаях и зачем преподносились дары?

    Хочется сразу отметить, что даже на самом раннем этапе развития человечества процесс преподнесения даров был строго ритуализирован. То есть, места для проявления фантазий отдельных личностей или даже коллективов практически не оставалось (да и не больно-то им хотелось, если подумать!). Например, у каждого народа был строго определенный (вплоть до мелочей) набор свадебных даров (подарки, которые семья жениха преподносила семье невесты, и наоборот). Тщательное соблюдение "подарочного" и других ритуалов гарантировало не более и не менее, как счастье молодой семьи.

    С помощью даров "роднились" и "замирялись" между собой не только семьи, но и целые роды, племена, а позднее - и государства. Кроме того, преподнесение даров часто обозначало желание создать военно- оборонительный союз.

    Определенными, четко обозначенными дарами определялись и всевозможные отношения вассального подчинения. Возмутительный для современного человека феодальный обычай "права первой ночи" - именно из этого репертуара. Однако, практически никто не вспоминает, что после ночи, проведенной с невестой крестьянина, феодал обязан был подарить ей установленный набор - деньги, одежду, что-то из украшений. То есть, как бы мы сейчас ни относились к нравственной стороне этого обряда, фактически имел место обмен дарами между господином и его подчиненным в связи с изменением социального статуса последнего.

    3. С возникновением первых более-менее развитых религий появился и еще один способ ритуального преподнесения даров - дары от человека (коллектива людей) Богу (богам). Первоначально эти подношения носили характер жертвы, в дальнейшем, по мере смягчения первобытных нравов, превратились в пожертвования. Поскольку сам Бог (или боги) был в целом равнодушен к бычкам, маслу, яйцам, пшенице, деньгам и украшениям, то очень быстро появились посредники, использующие все это на собственные нужды. Таким образом, дары человека Богу превратились в дары жрецам или Церкви. Понятно, что все это с самого начала носило характер взаимовыгодной сделки. Я Тебе - бычка или деньги на часовню (мечеть, синагогу, ступу и т.д.), а Ты мне - хороший урожай, крепкое здоровье, счастливую жизнь, прощение грехов и т.д.

    Таким образом и с недоступной, сверхъестественной частью мира человек издавна "договаривался" с помощью подарков, даров. Вот уж воистину - универсальное средство коммуникации - от пауков до Господа Нашего.

    4. Однако процесс индивидуации (становления личности) потихоньку шел. И вместе с его плавным течением подарок (уже не дар) приобретал все более личные, индивидуальные формы. И именно здесь во всей своей красе проявилась наиболее известная нам функция подарка - дарение подарка как способ получения удовольствия. Радуется бабушка, подарившая внучке давно желанную куклу. Радуется внучка, эту куклу в подарок получившая.

    Но ведь так было всегда! - возразит кто-то. Аборигены Австралии тратят до 25% (!!!) своего времени на изготовление игрушек для детей общины. Тщательно и с любовью мастерят они маленькие луки, копья и бумеранги и передают их малышам. Те, естественно, как и все дети, теряют и ломают игрушки. С неистощимым терпением взрослые тут же изготовляют новые. Разве это не то же самое?

    Нет. Эти игрушки, конечно, можно назвать подарками, но делаются они не удовольствия ради, а для того, чтобы подготовить детей к жизни взрослого охотника. Эту же функцию несли и соломенные куклы крестьянских девочек, и деревянные лошадки и солдатики будущего воина. Детские игрушки стали подарком "для удовольствия" совсем недавно - может быть, лишь с началом промышленной революции. Кукла, купленная Козетте Жаном Вальжаном, пожалуй, уже такой подарок. (Впрочем, многие игрушки и сейчас сохраняют функцию подготовки ребенка к взрослой жизни).

    5. И уж буквально только что (в эволюционном плане) появилась совершенно новая функция подарка - подарок как форма выражения себя. То есть, даря подарок, человек стремится не обезопасить себя и не приобрести что-то взамен, не вступить во взаимоотношения и даже не порадовать другого - он стремится рассказать что-то о себе.

    Катерина Домогатская