Выпуск N29
15 января 2001 г.

Здравствуйте, наши терпеливые читатели!

Знаете, чем хороша наша рассылка? Нам ведомы все ее - или почти все - изъяны. Но одно из главных достоинств этой "газеты" - то, что наши материалы не нуждаются ни в каком "информационном поводе". Книги, о которых мы с вами разговариваем, часто написаны много десятков и сотен лет назад и далеко не всегда связаны с настоящим историческим, политическим, экономическим, социальным и прочим моментами. Но можно ли назвать это уходом от реальности? Ведь жизнь человеческой души, о которой написаны все настоящие книги, за последние две тысячи лет изменилась не так уж сильно.

И даже герои произведений, написанных еще раньше - за несколько веков до Рождества Христова, подчас борются с самими собой за право выбора так же, как и мы. Поэтому позвольте сегодня раскрыть книгу, написанную в V веке до нашей эры - великую трагедию великого Софокла, "Антигону".

Верхняя полка

Софокл. Антигона

Возможно, вы не слышали этой печальной и поучительной истории, произошедшей много веков назад в Фивах. Племянница царя Креонта не подчинилась его повелению, запрещающему предать земле тело изменника Полиника. Любовь к погибшему брату и страх перед законами богов приводят Антигону к телу Полиника, над которым она совершает обряд погребения. Креонт осудил девушку на смерть. Раскаянье царя, вызванное страшными словами прорицателя Тиресия, пришло слишком поздно. Креонт спешит освободить Антигону, замурованную в пещере, но там его ждут лишь два трупа - Антигоны и ее жениха Гемона, сына царя. Вскоре спускается в царство Аида и Эвридика, жена Креонта.

Вот вам - вкратце - сюжет мифа, воплощенного в трагедии гениального Софокла.

Кого назовем мы главным героем бессмертной трагедии, кем станем восхищаться, кого жалеть? "Бесстрашную Антигону, свободолюбивой Антигоной, верную Антигону", - первый ответ, который приходил на ум и древнегреческим, и современным зрителям. Креонта проще всего рассматривать как самодержца-тирана, сестру Антигоны Исмену, отказавшуюся нарушить запрет царя, - как слабую, бесхарактерную "героиню". Но не всегда хорош тот ответ, который приходит первым.

Позвольте мне, любезный Гегель, согласиться с Вами, считавшим, что и Антигона, и Креонт - в равной степени трагические фигуры. И, если Антигона верна долгу сестры, Креонт несет более тяжкое, и, может быть, более священное бремя - бремя власти. Он не имеет права отступать - и все-таки ломается, не только в страхе перед пророчеством, но и внимая голосу сердца. И - напрасно...

Что же до Исмены, она не идет вслед за сестрой не по малодушию, а по серьезному убеждению: "Мы женщинами рождены, и нам / С мужчинами не спорить...". Возможно, нам это кажется несостоятельной отговоркой, но для гречанки, жившей в древних Фивах, было серьезнейшим моральным препятствием, своего рода табу. Нарушив его, Антигона совершила настоящую революцию. Разумеется, "женский вопрос" - не шутка и для Креонта: "Уж лучше мужем буду я повергнут, / Но слыть не стану женщины рабом".

А впрочем - выберите главного героя "Антигоны" сами, прочитав (утешьтесь: небольшую по размеру) трагедию Софокла.

О. Надпорожская

Миф об Антигоне рождался заново в пьесах многих драматургов. В 1664 году классицист Жан Расин написал по мотивам этого сюжета трагедию "Фиваида, или братья-враги". Но для нас, пожалуй, интереснее то, как увидели историю Антигоны драматурги XX века - великие Жан Ануй и Бертольт Брехт. И, поскольку завершившееся столетие было веком интерпретации, они не столько воспроизвели, сколько трактовали античный сюжет.

Мы попросили режиссера Евгения Зайда поделиться с нами своими размышлениями об "Антигоне" Жана Ануя.

Современная полка

Жан Ануй. Антигона

Стоит ли жизнь того, чтобы жить
А. Камю

Возможно ли прожить жизнь, ни разу не встав перед выбором? И что выбирает человек? Чем руководствуется он, принимая то или иное решение? Всегда ли человек доволен своим выбором? Неужели не может человек прожить свою жизнь спокойно и тихо, ни разу не отхлестав себя по щекам, не плюнув в свое отражение в зеркале за неверно принятое решение? Так ли уж необходимо рыдать в подушку и давить в себе стон из-за невозможности все вернуть вспять? И что заставляет человека вообще делать выбор?

Зачем в каждом из нас сидит маленькая Антигона? Почему "отрицающая жизнь" заставляет нас сильнее за нее цепляться? Зачем столь велик в нас инстинкт самосохранения? Неужели эта борьба с "антигоной" и есть Человек? Что она хочет? Почему не дает быть таким, как все? И все ли такие, как все? Если каждый противопоставит себя этому миру, где будет этот мир? Не есть ли это противопоставление самому себе? Значит ли это, что Антигона борется со мной во мне самом? Со мной - не хотящим, не стремящимся, не желающим, не пытающимся, не..? Зачем ей все это надо? Хочет, чтоб я стал Человеком? Не идеей, не проектом человека, а Человеком? Значит ли это, что, победив "антигону", я стану Человеком? Креон - Человек?

Или должен я, как Антигона, из разнообразных вариантов выбрать самый трудный и ни на шаг не отступать от него? Должен ли я превратиться в упрямого, упертого в одну точку осла и идти вперед во что бы то ни стало? Этого ли хотел от меня Жан Ануй? Зачем он поставил маленькую Антигону против целого мира? Чтобы показать ее исключительность или несовершенство остальных? И что важней: жить во что бы то ни стало или легко умереть? Почему другим уготована роль "злодеев"? Злодеи ли они на самом деле? Не так же ли труден их выбор, а подчас - не так же и опасен, как у Антигоны? Была бы вообще Антигона, не будь Креона? Не стал ли Креон Антигоной, решив казнить Антигону?

Почему так сложна наша жизнь? Уж не из-за выбора ли, который предоставлен нам? Так что же делать, выбирать или не выбирать?

Быть или не быть?

Е. Зайд, режиссер

Электронную версию трагедии Софокла вы можете прочитать, заглянув по адресу http://cyrill2.newmail.r u/antigona.txt . Сборники пьес Софокла и Ануя можно купить в магазине "Biblion", воспользовавшись ссылками в начале наших текстов. Думаем, что в каждом сборнике нашлось место и для "Антигоны".

Хотели мы рассказать вам и об "Антигоне" Бертольта Брехта, но Виктор Островной, проведя наедине с пьесой несколько часов, решил, что читать ее кому-нибудь, кроме филологов, совсем необязательно. Конечно, это несколько смелый вывод, но ведь и сам Брехт считал свою обработку "Антигоны" неудачной. Может быть, в одной из следующих рассылок мы расскажем вам о других произведениях немецкого драматурга.

А пока - ждем ваших откликов. Интересны ли вам рассказы о драматических произведениях? И, может быть, вы хотите предложить нам новую тему?

До новой встречи!

С уважением,
Ольга Надпорожская и другие (olga@acapod.ru)