Новый год - это время не только получать подарки, но и преподносить их. И если первое приятно каждому, то второе может вызвать массу проблем. Особенно если речь идет о корпоративном подарке, от которого зависит имидж компании, делающей подарок.

Рекламисты говорят, что если раньше компании сами разрабатывали идеи новогодних подарков, то сейчас все чаще обращаются за советом к специалистам. Последние же считают, что новогодний подарок - хорошая возможность дополнительно "напомнить" о фирме, делающей подарок, и о ее продукции. Поэтому при выборе новогоднего презента рекламисты советуют руководствоваться общими правилами выбора корпоративного подарка. Конечно, учитывая при этом специфику праздника.

Руководители хотели бы получать в подарок авторские работы
Как известно, идеален не тот подарок, который дарят другим, а тот, который хотели бы получить сами. С целью выяснить, какие подарки руководители считают для себя наиболее ценными, был проведен небольшой опрос.

Отвечая на этот вопрос, практически все отмечали, что "новогодний подарок, в первую очередь, должен быть оригинальным. При этом его стоимость не имеет большого значения". Большинство из опрошенных хотели бы получить в подарок авторскую работу, произведение искусства (скульптуру, композицию из металла, стекла). Причем картины в этом списке - на последнем месте.

Многие руководители компаний крайне негативно оценивают такой популярный в былые годы подарок, как часы (кроме изделий престижных марок), указывая при этом, что "за несколько последних лет работы у них собралась целая коллекция часов, которая только занимает место в столе".

Существует и такое мнение, что "новогодний подарок должен быть практически полезным (приятно получать хорошего качества ежедневники, ручки). При этом он не должен быть привязанным к Новому году (различные композиции с Дедом Морозом и елочкой). Стоимость новогоднего подарка существенной роли не играет. Зато очень важный момент - как вручен презент. Его обязательно должен преподнести представитель компании, с которым непосредственно общаетесь, (а не курьер) с поздравлениями. Только тогда подарок вызовет положительные эмоции и запомнится".

Стоит также помнить, что "выбор новогоднего подарка зависит от специализации компании, которая его дарит. Например, банки имеют достаточно ограниченный выбор, так как их подарки должны быть строгими, деловыми, офисными. Поэтому самые распространенные среди банкиров презенты - календари, офисные принадлежности. Другие фирмы могут позволить себе более "веселые" подарки. Тут уж все зависит от бюджета и наличия идей у сотрудников. В последнее время прослеживается тенденция: новогодний подарок должен быть не столько дорогим, столько оригинальным. Руководителю каждой компании к Новому году дарят, по меньшей мере, 10-20 корпоративных подарков. Часто они повторяются - несколько календарей, ежедневников и т. д. Естественно, человек выберет для пользования наиболее запоминающийся, оригинальный, качественный подарок, а остальные за ненадобностью спрячет в шкаф.

Однако и очень дешевые подарки солидной компании дарить неприлично. Особенно если презент адресован руководителю, важным клиентам. В этом случае даже традиционный календарь должен быть более дорогим".

Руководители собираются дарить друг другу календари и офисные принадлежности
Интересно, что многие первые лица компаний отвечали на вопросы "Что бы вы хотели получить в подарок?" и "Что ваша компания будет дарить клиентам и партнерам?" по-разному. Например, те, кто не хотел бы получить в подарок часы, говорили, что будут дарить их другим - "такова традиция компании". Однако некоторые отмечали, что в отличие от практики прошлых лет будут дарить к Новому году нестандартные и оригинальные подарки, даже если бюджет очень скромный. Традиционные элементы новогоднего подарка - календари с логотипами компании, офисные принадлежности - визитницы, ежедневники, ручки.

Но для VIP-клиентов и партнеров календари являются лишь дополнением к подарку. К основным презентам относятся оригинальные сувениры, стоимость которых зависит от уровня того, кому предназначен подарок. Иностранцам дарят сувениры в национальном стиле.

К корпоративным новогодним подаркам - календарям и сувенирам с логотипами компании - для клиентов и партнеров иногда добавляют шампанское клиентам и крупные скидки партнерам.

Кстати, вышеперечисленные варианты подарков, о которых с удовольствием говорили интервьюируемые, обычно предназначены для клиентов и сотрудников компаний-партнеров. О том, какие подарки дарят руководителям других фирм и высокопоставленным чиновникам, рассказывали менее охотно. В частной беседе мне удалось выяснить, что тенденция удешевления новогодних подарков на эту группу одариваемых не распространяется. Наоборот, чем выше уровень того, кому предназначен подарок, тем он дороже.

Так, равным по рангу руководители крупных компаний обычно дарят эксклюзивные вещи, антиквариат, оригинальные авторские работы, стоимость которых превышает $200. Однако, как отметили руководители компаний, "это уже, скорее личный, чем корпоративный подарок".

Катерина Дмитриева по материалам сайта "Компаньон"