|

|
|
|
Академия Подарка > Научное подарковедение > Экономика подарка
По каким случаям дарят подарки?
В западных странах подарки чаще всего дарят на Рождество и день рожденья. Но эти подарки - не самые дорогие. По данным исследования, проведенного канадскими учеными (Cheal, 1988), самые дорогие подарки дарят на свадьбу и на юбилей. Обычно свадебные подарки имеют практический характер: это либо необходимые в хозяйстве предметы, либо деньги на обустройство быта молодоженов. Подарки на Пасху и на День Св. Валентина обычно носят символический характер, а подарки на Рождество и день рожденья могут быть как символическими, так и практичными.
В большинстве западных стран в предрождественские дни резко возрастает объем продаж большинства потребительских товаров. Разумеется, нельзя со всей определенностью утверждать, что все купленные в декабре вещи предназначены для подарков. Перед Новым годом большинство универмагов устраивает распродажи, и покупатели могут быть просто привлечены выгодными ценами. Однако анализ объема продаж по отдельным категориям товаров свидетельствует о том, что наибольший рост наблюдается именно в группе "подарочных" товаров: кондитерских изделий, дорогих спиртных напитков, сувениров, драгоценностей, книг, игрушек, парфюмерно-косметической продукции.
Объем продаж универмага Wroom & Dressman (Дюссельдорф) по категориям товаров (в % к общегодовому объему)
| Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12
|
| Парфюмерия | 5 | 4 | 8 | 9 | 7 | 7 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 25 |
| Косметика | 6 | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 | 8 | 7 | 6 | 7 | 8 | 16 |
| Женская одежда | 4 | 6 | 10 | 8 | 9 | 7 | 5 | 6 | 10 | 9 | 9 | 13 |
| Мужская одежда | 6 | 6 | 8 | 9 | 7 | 8 | 7 | 6 | 9 | 8 | 9 | 15 |
| Обувь | 7 | 8 | 8 | 8 | 9 | 7 | 7 | 6 | 10 | 9 | 8 | 13 |
| Посуда | 7 | 8 | 7 | 9 | 8 | 7 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 | 12 |
| Сувениры | 4 | 6 | 7 | 7 | 8 | 7 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 22 |
| Ювелирные украшения | 5 | 8 | 6 | 7 | 7 | 8 | 8 | 7 | 7 | 8 | 9 | 20 |
| Белье | 8 | 7 | 8 | 9 | 8 | 10 | 7 | 6 | 7 | 8 | 10 | 12 |
| Кожгалантерея | 6 | 8 | 7 | 6 | 7 | 8 | 7 | 9 | 10 | 8 | 8 | 16 |
| Мебель | 8 | 8 | 7 | 8 | 7 | 6 | 9 | 8 | 13 | 10 | 9 | 7 |
| Книги | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 | 6 | 7 | 8 | 11 | 9 | 9 | 16 |
| Канцтовары | 6 | 7 | 6 | 7 | 8 | 6 | 6 | 7 | 13 | 10 | 8 | 16 |
| Спиртные напитки | 7 | 8 | 7 | 9 | 6 | 6 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 17 |
| Кондитерские изделия | 5 | 7 | 6 | 8 | 7 | 6 | 7 | 8 | 9 | 8 | 9 | 20
|
Источник: Sociologishe-Gids, 1998, 40, S.34.
В каждой стране существуют свои обычаи вручать рождественские подарки. Например, в Англии Санта Клаус ночью приносит подарки детям, которые вешают для этого чулок над камином или над кроватью. В Германии рождественские подарки кладут под елку в комнате, куда детям не разрешается входить, пока не прозвенит рождественский колокольчик. Во Франции, Италии и Испании дети выставляют за порог свои башмаки, которые ночью наполняются подарками. Сказочный персонаж, который дарит детям подарки, - не обязательно привычный нам Дед Мороз в шубе и с бородой. В Швеции - это рождественский эльф, живущий в подвале и наблюдающий весь год за поведением детей. В Италии - это фея Бефана, а в Испании - три библейских волхва, путешествующих в Вифлеем.
Сила этих правил и условностей на протяжении веков является столь незыблемой, что полностью противоречит идеологии спонтанности и добровольности подарка как свободного выражения симпатии или любви. Как и в архаических племенах, где подарки являются обязательным элементом ритуала, но все притворяются, что делают их добровольно, так и в современном западном обществе подарки на свадьбу, день рожденья и Рождество являются скорее принудительными, чем спонтанными.
Стоимость подарков по разным поводам (Источник: Cheal, 1988)
|
Повод
|
Средняя стоимость ($)
|
|
Пасха
|
9
|
|
День Св. Валентина
|
9
|
|
Дружеский подарок
|
15
|
|
Прощальный подарок
|
18
|
|
Рождество
|
21
|
|
Приглашение в гости
|
22
|
|
Крестины
|
23
|
|
День рожденья
|
27
|
|
Вечеринка
|
29
|
|
Юбилей
|
86
|
|
Свадьба
|
117
|
|
Другое
|
49
|
Cheal D. The Gift Economy. Lnd., 1988.
Stokvis R. Christmas gifts discounts and market in Dusseldorf. Sociologishe-Gids, 40, 1998.
Анна Фенько, профессор
#!ShowTnx();
|
 |
 |
|
 |