В западных странах подарки чаще всего дарят на Рождество и день рожденья. Но эти подарки - не самые дорогие. По данным исследования, проведенного канадскими учеными (Cheal, 1988), самые дорогие подарки дарят на свадьбу и на юбилей. Обычно свадебные подарки имеют практический характер: это либо необходимые в хозяйстве предметы, либо деньги на обустройство быта молодоженов. Подарки на Пасху и на День Св. Валентина обычно носят символический характер, а подарки на Рождество и день рожденья могут быть как символическими, так и практичными.

В большинстве западных стран в предрождественские дни резко возрастает объем продаж большинства потребительских товаров. Разумеется, нельзя со всей определенностью утверждать, что все купленные в декабре вещи предназначены для подарков. Перед Новым годом большинство универмагов устраивает распродажи, и покупатели могут быть просто привлечены выгодными ценами. Однако анализ объема продаж по отдельным категориям товаров свидетельствует о том, что наибольший рост наблюдается именно в группе "подарочных" товаров: кондитерских изделий, дорогих спиртных напитков, сувениров, драгоценностей, книг, игрушек, парфюмерно-косметической продукции.

Объем продаж универмага Wroom & Dressman (Дюссельдорф) по категориям товаров (в % к общегодовому объему)

Месяц 123456789101112
Парфюмерия 5 4 8 9 7 7 5 6 7 8 9 25
Косметика 6 7 8 8 9 10 8 7 6 7 8 16
Женская одежда 4 6 10 8 9 7 5 6 10 9 9 13
Мужская одежда 6 6 8 9 7 8 7 6 9 8 9 15
Обувь 7 8 8 8 9 7 7 6 10 9 8 13
Посуда 7 8 7 9 8 7 7 8 9 9 9 12
Сувениры 4 6 7 7 8 7 8 8 7 8 8 22
Ювелирные украшения 5 8 6 7 7 8 8 7 7 8 9 20
Белье 8 7 8 9 8 10 7 6 7 8 10 12
Кожгалантерея 6 8 7 6 7 8 7 9 10 8 8 16
Мебель 8 8 7 8 7 6 9 8 13 10 9 7
Книги 5 6 7 8 8 6 7 8 11 9 9 16
Канцтовары 6 7 6 7 8 6 6 7 13 10 8 16
Спиртные напитки 7 8 7 9 6 6 6 7 8 9 10 17
Кондитерские изделия 5 7 6 8 7 6 7 8 9 8 9 20

Источник: Sociologishe-Gids, 1998, 40, S.34.

В каждой стране существуют свои обычаи вручать рождественские подарки. Например, в Англии Санта Клаус ночью приносит подарки детям, которые вешают для этого чулок над камином или над кроватью. В Германии рождественские подарки кладут под елку в комнате, куда детям не разрешается входить, пока не прозвенит рождественский колокольчик. Во Франции, Италии и Испании дети выставляют за порог свои башмаки, которые ночью наполняются подарками.

Сказочный персонаж, который дарит детям подарки, - не обязательно привычный нам Дед Мороз в шубе и с бородой. В Швеции - это рождественский эльф, живущий в подвале и наблюдающий весь год за поведением детей. В Италии - это фея Бефана, а в Испании - три библейских волхва, путешествующих в Вифлеем. Сила этих правил и условностей на протяжении веков является столь незыблемой, что полностью противоречит идеологии спонтанности и добровольности подарка как свободного выражения симпатии или любви. Как и в архаических племенах, где подарки являются обязательным элементом ритуала, но все притворяются, что делают их добровольно, так и в современном западном обществе подарки на свадьбу, день рожденья и Рождество являются скорее принудительными, чем спонтанными.

Стоимость подарков по разным поводам (Источник: Cheal, 1988)

Повод Средняя стоимость ($)
Пасха 9
День Св. Валентина 9
Дружеский подарок 15
Прощальный подарок 18
Рождество 21
Приглашение в гости 22
Крестины 23
День рожденья 27
Вечеринка 29
Юбилей 86
Свадьба 117
Другое 49

Cheal D. The Gift Economy. Lnd., 1988.
Stokvis R. Christmas gifts discounts and market in Dusseldorf. Sociologishe-Gids, 40, 1998.

Анна Фенько, профессор