Академия Подарка > Научное подарковедение > Психология подарка
Купи мне немного заботы
Потребителя нужно любить и знать во всех его видах и проявлениях.
По крайней мере, если хочешь ему что-то продать. Это в полной мере
касается и одной из важнейших ипостасей, в которой выступает сегодня
потребитель: Дарителя - покупателя вещей, предназначенных для
подарков другим людям. Женщинам, в частности.
Ипостась эта и вправду стала очень и очень важной для производителей
и продавцов разного товара. Например, у средней американской семьи
3,5% совокупных расходов семейного бюджета приходятся именно на
покупку подарков. Неудивительно, что поведение человека при выборе и
покупке подарков стало вполне серьезным объектом науки маркетологии.
Первая библиография рыночного подарковедения появилась еще в 1979
года и с тех пор непрерывно пополняется.
Разумеется, при таком размахе исследований маркетологи быстро
выяснили, что не все определяется денежной стоимостью подарка. Причем
выяснили не только как люди с собственным опытом дарения и получения
подарков, но и как специалисты. Например, несколько лет назад группу
американских студентов попросили мысленно смоделировать ситуацию,
когда они делают подарок своим матерям. Дарить можно было и наличные,
и "натурой". Так вот, сумма, которую студенты считали возможной и
достаточной в качестве подарка "наличными", вдвое превышала ту,
которую они считали достаточной для покупки подарка.
Иными словами, в подарке есть что-то еще, кроме его стоимости (это мы
с вами, пожалуй, знали и так), и это "что-то" американские студенты
оценивают в денежном выражении как равное этой самой стоимости - а
вот это уже не столь очевидно, а для маркетологов гораздо важнее.
Но до сих пор маркетологи изучали Дарение как-то уж больно однобоко и
утилитарно - исключительно с точки зрения лица, подарок выбирающего.
И только недавно голландские подарковеды, видимо начитавшись Козьмы
Пруткова, решили немного позрить в корень. И поделиться полученными
знаниями с человечеством на страницах "Журнала экономической
психологии".
Исходная гипотеза поражает своей смелостью: главная цель покупки
подарка - не что иное, как доставить удовольствие тому, для кого оный
подарок предназначен. И подходить к подаркоприобретению следует
именно с этой стороны. В таком случае, что же именно привлекает в
получаемом подарке?
Исследователи поставили серию экспериментов (опять же на своих
студентах). Группам были выданы серии карточек, на которых
описывались различные подарки и способы их приобретения (например,
подарок, который, по мнению дарящего, лучше всего подходил бы данному
адресату, можно было купить лишь в центре города, куда нужно ехать на
велосипеде в дождливую погоду, а ты как раз на этой неделе особенно
занят; или дарящему повезло, и то, что он считал подходящим подарком,
продавалось прямо на углу возле дома или университета и т.п.).
Участники эксперимента должны были ранжировать предложенные примеры:
какие подарки они предпочли бы подарить и какие - получить.
Выяснилось, что денежная стоимость подарков не имела большого
значения как фактор выбора ни для дарящего, ни для получающего
подарок. Даритель воспринимал свой подарок как "дорогой" в
зависимости от затрат времени и усилий на его приобретение.
В позиции получателей подарков явно сквозил скрытый садизм:
оказалось, что получить в подарок редкую книгу, за которой нужно
побегать, любителю книг приятнее всего именно тогда, когда он точно
знает, что подаривший ее, во-первых, крайне занят и, во-вторых,
терпеть не может ходить по книжным магазинам (все это подробно
описывалось в приложенных испытуемым карточках).
Одним словом, "мне не дорог твой подарок - дорога твоя любовь" - мы,
кажется, и это знали раньше всяких голландцев и притом без всякой
науки.
Но как же помочь дарителю добиться своей цели - доставить своим
подарком максимальное удовольствие? Не прикладывать же к подарку
меморандум с жалобами на трудности его поиска! Самое интересное -
авторы экспериментов уверены, что эти проблемы разрешимы и что,
немного подумав и поэкспериментировав, можно снабдить подарки, помимо
красивой упаковки, еще и аурой преодоленных при их покупке
трудностей. По возможности, не увеличивая трудности реальные.
Поистине, человек - существо манипулируемое. И ему еще сильно везет,
когда это его свойство используют столь невинно и доброжелательно.
Но все равно как-то неприятно...
Материал сайта "Русский журнал"
#!ShowTnx();
|