Городская студенческая газета Gaudeamus № 17/2000.

Мысль о том, что кто-то хочет научить меня делать подарки, сначала показалась довольно смешной, но зайдя на сайт Академии Подарка я поняла, что это совсем не шутка, а часть серьезного проекта. Цель его создателей – собрать и обобщить все, что касается этой волнительной проблемы: выбора и представления подарка.

Расшифруйте ситуацию

Выбор и представление подарка - это творчество, и посоветовать, какой сделать подарок, – все равно, что стихи написать за кого-то. Тем не менее, если не считать нескольких поверхностных рекомендаций в книжках по этикету, серьезных рецептов на тему выбора подарка все-таки нет. Это вполне объяснимо, ведь подарки - это не просто предметы, а зашифрованные послания. Самая главная проблема - это правильно расшифровать психологический фон случая, по которому будет делаться подарок. Сумев сделать это, человек уже более предметно сможет подойти к выбору размера и цены будущего подарка.

Критерием качества хорошего подарка как раз и является то, насколько он будет соответствовать данной неповторимой ситуации. “Собственно советов, что именно подарить человеку в конкретной ситуации, мы не даем", говорит инициатор проекта Академия Подарка Владимир Самохвалов. "Но мы предлагаем материалы, которые направят мысль читателя на несколько вариантов решения его проблемы. В любом случае, окончательную идею человек всегда генерирует сам”.

По словам создателей проекта, его главная задача - это показать, что понятие “подарок” не такое банальное, как мы об этом думаем. Когда в бытовой суете мелькает это слово, сразу представляется какая-то безделушка, побрякушка, статуэтка, ваза, которой можно отдариться и забыть об этом навсегда. Иногда один и тот же предмет может быть и подарком, и анти-подарком. Хороший подарок отличается тем, что он заключает в себе сильное эмоциональное послание. В конечном итоге, любой дар будет влияеть на отношения двух сторон в будущем. Очень важно подобрать те единственные слова, которые будут сопровождать вручение подарка. И хотя принято рассматривать сам предмет дарения как нечто вторичное, конечно важно и то, что вы дарите, и то, какими словами вы это сопровождаете.

Подарковед?

“Подумайте, какой нужной, красивой и емкой могла бы стать специальность “подарковед”, говорит Владимир Самохвалов. “Тут присутствует и психология, и эстетика, и этнография, и искусствоведение…”. Кто из нас не жаловался на мучения с вопросом “Что подарить?” В Академии Подарка считают, что у подарочной индустрии в России есть огромный потенциал. Ведь в среднем пять-шесть раз в год каждый из россиян сталкивается с необходимостью что-то купить в подарок.

В Академии сегодня разрабатывают программу по введению специальности “подарковед” в курсы средних и высших учебных заведений. По словам преподавателей Академии, сегодня в российской торговле еще недостаточно раскрыт потенциал “подарочного” аспекта многих промышленных и бытовых товаров, а также сегмент "деловых" подарков.

Изучая “историю вопроса”, специалисты Академии обнаружили работу французкого антрополога Мосса о первобытных обществах, в которых дарение было основой всей общественной жизни. Самым сильным вождем считался тот, кто больше всех дарил другим.

Существовали очень четкие правила, регламентирующие подарочные отношения между племенами. Одаривая соседние племена, вождь часто устраивал будущее своих детей, поскольку в случае его гибели племена, получавшие дары, должны были обеспечить будущее его наследников.

Ольга Сергеева