По редкому и счастливому совпадению как раз на неделю, когда Гуляке сопутствовала удача и он вполне мог сделать самый дорогой подарок жене, пришелся день рождения доны Флор.
- Так что вы собираетесь ей подарить? - настаивала дона Норма.
Гуляка улыбнулся:
- Что я подарю Флор? Все, что она захочет... Пусть только скажет...
Дона Норма позвала дону Флор, которая пришла из кухни, вытирая руки о передник.
- Это правда, Гуляка? Ты не шутишь?
- Говори, что хочешь...
- А ты не пойдешь на попятный? Исполнишь все, что я попрошу?
- Ты же знаешь, дорогая, уж если я обещаю...
- Тогда пойдем обедать в "Палас", - сказала дона Флор.

До сих пор Гуляка отказывался вводить ее в мир своих друзей игроков, она была знакома только с Мирадоном, единственным, кто бывал у них в доме. Некоторых приятелей Гуляки она видела мельком, остальных знала по-наслышке. Даже Анакреон, которого Гуляка очень уважал, за все семь лет был у них не больше пяти-шести раз. Что же касается Аригофа, то он только однажды зашел к ним в воскресенье позавтракать. Знакомые доны Флор, соседи и ученицы были людьми порядочными, не имевшими ничего общего с беспутными приятелями ее мужа. Поэтому Гуляка никогда не соглашался брать дону Флор туда, где играют в рулетку и кости. Жена должна сидеть дома, и нечего ей, черт возьми, делать в этих подозрительных местах!
- С меня более чем достаточно сплетен, которые ходят обо мне, не хватает еще, чтобы ты там появилась.
Напрасно дона Флор убеждала мужа, что в Палас-отеле собирается самое изысканное общество. Почему бы и им не посидеть в роскошном зале, не потанцевать под лучший оркестр штата, не посмотреть лучших актеров из Рио и Сан-Пауло? Там бывают дамы из самых фешенебельных кварталов Грасы и Барры, одетые по последней моде, а некоторые из них, наиболее современные, даже играют в рулетку. Игорный зал являл собой как бы продолжение танцевального, ибо широкую арку между ними никак нельзя было назвать границей отделяющих посетителей от разорения.

Дона Флор уже даже не просила, а требовала, переходила даже к оскорблениям:
- Ты меня не берешь, потому что боишься, что я встречу там твоих потаскух...
- Я не хочу видеть тебя в этих залах...

Но ведь дона Норма ходит в "Палас" с мужем каждый раз, когда там интересная программа. Аргентинцы, хозяева керамической фабрики бывают там каждую субботу: ужинают, танцуют, смотрят выступления артистов. Но Гуляка не сдавался и, исчерпав аргументы, неопределенно обещал:
- Ну хорошо, если подвернется подходящий случай...

И этот долгожданный случай наконец подвернулся. Дона Флор ушам своим не поверила, когда Гуляка, захваченный в расплох, нехотя процедил:
- Что ж, раз тебе так хочется... Как-нибудь на днях сходим.

И тут же предложил взять с собой дядю и тетку, дону Норму с Зе Сампайо, а также дону Гизу. Тетя Лита поблагодарила и отказалась: ей очень хотелось пойти, но у нее не было подходящего для Паласа вечернего туалета. Еще больше хотела побывать там дона Норма, однако Сампайо на этот раз остался непреклонен: он очень уважает соседей и благодарит за приглашение, но, к сожалению, не может его принять, так как обычно в девять часов ложиться спать, чтобы в шесть утра отправиться в свой магазин. Впрочем, в субботу или в воскресенье он пойдет с удовольствием. ...Таким образом, из всех приглашенных дала свое согласие лишь учительница дона Гиза, которая очень обрадовалась возможности послушать сестер из Ганолулу и понаблюдать мир игроков с точки зрения социологии и психоанализа.

Остаток дня дона Флор провела в хлопотах: надо было с помощью доны Нормы и доны Гизы выбрать для вечера платье, перчатки, шляпу, туфли и сумочку. Она хотела быть самой красивой и элегантной в "Паласе", чтобы затмить всех женщин - и благородных дам в столичных туалетах и любовниц банкиров в платьях из Парижа. Наконец-то она переступила запретный порог.

Когда она под руку с мужем в волнении переступила порог Палас-отеля, оркестр по странному совпадению исполнял то старое, но никогдда на стареющее танго, которое они танцевали, впервые встретившись в доме майора Тиририки. Сердце доны Флор забилось еще сильней и она улыбнулась мужу.
- Помнишь?
Зал "Паласа" был погружен в полумрак, так как все лампы горели под аляповатыми пестрыми абажурами, но дона Флор пришла в восторг и от полумрака, и от столиков с бумажными цветами, и от этих абажуров. Гуляка огляделся, стараясь понять, что имела в виду жена: все вокруг было ему знакомо до подробностей, но к доне Флор не имело никакого отношения.
- Что ты имеешь в виду, моя милая?
- Музыку. Это то самое танго, которое мы танцевали, когда познакомились на празднике майора, помнишь?

Гуляка улыбнулся и отправился к столику, заказанному заранее, как раз у танцевальной площадки и неподалеку от арки, через которую виднелся игорный зал.

Отсюда можно было наблюдать и за танцующими парами и за переживаниями игроков. Сейчас танцевали всего две пары, но обе слыли лучшими исполнителями танго, и никто не решался с ними соперничать. Дамами были сестры Катунда.

Старшую - негритянку - вел высокий, романтического вида мужчина, одетый по последней моде и походивший одновременно и на киногероя и на профессионального танцора, ...он прекрасно справлялся с замысловатыми па.

Младшая сестра - белокожая - танцевала с Зекито Мирабо... Подняв глаза к потолку и закусив губу он время от времени нервно проводил рукой по развевающейся шевелюре; более гибкий, баиянец танцевал не хуже Бароса, и его па отличались большим изяществом.

Все еще улыбаясь, Гуляка протянул руку доне Флор и предложил, помогая поднятся со стула:
- Давай, дорогая, покажем этим чудакам, что такое настоящее танго...
...
Только теперь... она поняла, как дорога для нее каждая подробность этой необыкновенной ночи: с той минуты когда она ступила на танцевальную площадку, и до самых сладостных мгновений, когда ей пришлось расплачиваться за подарок мужа.

Два жеста Гуляки, одинаково нежные и властные, означили для доны Флор начало и конец этой чудесной ночи. Первый, когда он, улыбаясь, протянул ей руку, приглашая на танго, и второй - когда, горя от нетерпеливой страсти, притянул к себе...