подарок дарение дарить подарить теория история прикол рекомендации этикет праздник юбилей день рождения новый год рождество

АП в LJ (new)
О проекте Карта
Контакт Рассылки
Интернет-магазины
GiftGuru
GiftGallery (new)

Бестселлеры

 

Академия Подарка > Научное подарковедение > Социология подарка
версия для печативерсия для печати
добавить в избранное

Анатомия подарка: взгляд дарителя и получателя

Говоря о подарках и их роли в моей жизни, начну, наверное, с того, что я очень люблю получать и дарить подарки. Получать подарки для меня намного приятнее, так как с моей стороны не требуется ничего, кроме моего присутствия. А положительных эмоций это дает очень много. Все мои эмоции от получения подарка можно разделить на две группы: эмоции, порождаемые самим фактом подарка, и эмоции, порождаемые уже конкретным подарком.

В первую группу, на мой взгляд, входят два основных момента. Во-первых, это чувство своеобразного признания меня дарителем. Оно дает понять, что данному человеку ты интересен, что он считает тебя достойным того, чтобы потратить на тебя не только свои деньги, но и время, чтобы приложить какие-то усилия при обдумывании варианта подарка, при выборе и поиске. Во-вторых, это знак того, что даритель в тебе нуждается, хочет продолжить отношения с тобой, улучшить их.

А вторая группа намного сложнее, так как при каждом конкретном подарке у меня возникает совершенно иная гамма чувств и ощущений. Слишком много факторов влияют на формирование впечатления от подарка. Естественно, это стоимость подарка. Дорогие подарки при прочих равных условиях получать намного приятнее, чем дешевые. Но опять же многие люди не любят дорогих подарков, если они исходят не от членов семьи. Самый яркий пример - моя мама. Очень дорогой подарок она либо не примет, либо (если даритель оказался очень настойчивым) будет потом казнить себя за то, что приняла подарок, и в ответ на следующий праздник постарается подарить что-нибудь близкое по стоимости. Один из ее знакомых всегда дарит нам на праздники либо большой букет роз, либо духи, либо деньги. Поэтому его праздники всегда становятся для нашего семейного бюджета катастрофой.

Но при этом стоимостной фактор нельзя рассматривать отдельно от доходов дарителя. Нельзя требовать от человека невозможного. Если подарок занимает достаточно большую долю в бюджете дарителя, то это вызывает гораздо больше положительных эмоций у получателя, даже если в количественном выражении сумма не будет большой. Примером здесь может служить мой подарок маме на Новый 2001 Год. Я подарила ей ее любимые духи "5th Avenue", вышло рублей около 800 (так как объем флакона был маленький). В принципе для работающего человека не так уж и дорого. Но я копила на этот подарок три месяца. Мама мне потом сказала, что была рада не столько тому, что получила любимую вещь, сколько тому, что я три месяца ради нее не тратила эти деньги, не покупала себе то, что могла купить на эту сумму.

На впечатление от подарка сильно влияет личность дарителя. Вернее, не самого дарителя, а отношения между тем, кто дарит, и тем, кто получает подарок. Даже давно желанный подарок может стать неприятным, если отношения между людьми заранее предполагают ответную услугу или какой-то нехороший для получателя умысел. Например, моя школьная учительница по литературе никогда не принимала никакие конфеты или цветы, даже самые простенькие, до экзамена. Она считала, что ученики могут таким образом постараться повлиять на нее и оценку за экзамен. Поэтому в году было только два дня, когда ей можно было подарить цветы: 1 сентября и выпускной.

Если подарок полезен или я давно хотела купить эту вещь, к вышеперечисленным положительным эмоциям добавляется еще и сознание того, что я, по сути, сэкономила n-ую сумму денег, то есть возросло мое благосостояние в данный конкретный момент времени. А если подарок еще и модная или красивая вещь, то можно "блеснуть" перед окружающими. То есть подарок для получателя может нести в себе не только эмоциональную, но и вполне ощутимую материальную и смысловую нагрузки. Например, если мне дарят косметику или помаду. В мозгу у меня сразу начинается передел моих скромных сбережений на предмет того, куда я могу потратить деньги, которые оставляла на косметику или кофточку. И это заключает в себе не меньшее наслаждение, чем само получение подарка.

Смысловая нагрузка также существует. Моя одноклассница Ия все время на уроках спрашивала у меня, сколько осталось времени до звонка, так как у нее не было часов. Когда на Новый Год я подарила ей часы, она спросила, не означает ли это, что она мне надоела своими вопросами. Успокоилась она только тогда, когда я ответила, что я ведь не хочу показать, что от другой нашей подружки плохо пахнет, даря ей туалетную воду. Но это только одна сторона подарка - получение. Есть и другая - процесс дарения и поиск подарка. Здесь речь идет уже о совершенно других мотивах и чувствах.

Дарить подарки мне тоже нравится, так как все мои знакомые любят их получать, и в их глазах всегда зажигается радость. Просто приятно видеть, когда человек доволен (хоть это и звучит банально, но это так). Кроме того, подарок значительно смягчает атмосферу (даже если подарок получателю не понравился, он все равно чувствует к себе внимание или, по крайней мере, благодарность). Наверное, оттого, что и даритель, и получатель в хорошем настроении, а, как известно, с человеком в хорошем настроении общаться и легче, и приятнее.

Доставить радость в процессе дарения можно не только самим подарком. Важную роль играет и упаковка, и те слова, которыми человек сопровождает подарок. Небрежно брошенное "Поздравляю" может испортить даже очень хороший подарок, так как большинство людей, на мой взгляд, ищут в подарке в первую очередь не материальную, а именно эмоциональную ценность. Это можно, наверное, проиллюстрировать широким распространением сувениров, если бы материальная сторона подарка была для людей более важна, то сувениры не нашли бы такого широкого рынка сбыта.

Хорошо работает на создание положительных эмоций и ожидание подарка, атмосфера тайны и неизвестности. Например, на Новый Год я почти со всеми знакомыми договорилась, что кому дарить. Поэтому я знала, что подарят мне, а мои знакомые знали, что я подарю им. Поэтому ощущения, связанные с ожиданием сюрприза, практически отсутствовали. Это убивает атмосферу праздника. Давно известно, что тайна подогревает любопытство, и тогда при получении подарка добавляется еще и чувство наконец-то удовлетворенного любопытства. Но здесь главное соблюсти меру, так как упаковывать жевательную резинку в десять пакетиков, чтобы в процессе разворачивания у получателя подарка разгорелось любопытство, бессмысленно. Чем дольше ожидание, тем большее вознаграждение человек должен получить в итоге, иначе радость сменится разочарованием.

Важную функцию выполняет и упаковка. Подарок - это праздник, а в праздники хочется чего-то необычного, праздничного. Яркая упаковка создает дополнительный эффект чего-то феерического, что выбивается из обычного вида вещей, привычного хода событий. Поэтому я всегда стараюсь использовать подарочную упаковку, создать атмосферу праздника. В конце концов, бантики и блестящая бумага - такая же часть подарка, и если я не пожалею времени и денег на упаковку, это усилит у получателя приятные ощущения. По себе могу судить, что положительных эмоций всегда больше, когда получаешь ту же помаду в красивой бумажке, чем когда тебе ее вручают просто так или в помятой, некрасивой упаковке.

Теперь о процессе выбора подарка. Здесь у меня сочетаются и положительные, и отрицательные эмоции. Вообще, я очень люблю ходить, смотреть, выбирать. Но дело в том, что свободное время появляется ближе к вечеру, когда до закрытия магазинов остается не так уж много времени. Поэтому поиски приходится растягивать на несколько дней. А это чревато нервным срывом, так как я ненавижу, когда надо мной довлеет незаконченное дело. Особенно это касается случаев, когда я не знаю заранее, что я подарю. А таких случаев большинство. Поэтому в последнее время я предпочитаю, чтобы тот, кому предназначен подарок, заранее определил несколько вариантов подарка, которые он бы хотел получить. Это дает преимущество мне при выборе подарка, и в то же время не исключает элемент ожидания, предвкушения.

Кроме того, при такой системе я уверена, что подарю нужную, желанную вещь. Ведь неподходящий подарок может испортить настроение не только получателю, но и дарителю, если он поймет, что подарку не рады. Мне не очень нравятся принципы "Главное не подарок, а внимание" и "Дареному коню в зубы не смотрят". Как-то раз меня пригласили на день рождения, на который нужно было явиться через три часа после того, как я узнала об этом. А еще надо было в порядок себя привести. В общем, на поиск подарка времени не оставалось. Мы заехали в "Дом Быта" и в отделе сувениров купили какую-ту милую шкатулочку, упаковали ее в подарочную бумагу и поехали к имениннице. День рождения для меня прошел ужасно, потому что весь вечер меня мучила совесть за такой подарок. Просто получив его, невозможно было не догадаться, что куплен он наспех и на его поиски не потрачено должных усилий. В общем, лучше бы не ходить на этот праздник.

Подарок может нести какую-то смысловую, текстовую нагрузку не только для получателя, но и для дарителя. Дело в том, что среди моих знакомых принято сразу открывать подарки при всех, это делает подарок публичным явлением. Я иногда, например, хочу, чтобы окружающие видели, что я достаточно хорошо знаю получателя подарка, его пристрастия. Если у меня появляется возможность подарить достаточно дорогой подарок, он становится отчасти знаком моего материального положения. Подарки с юмором тоже являются символом характера дарителя, наличия у него чувства юмора, такие подарки дают понять, что даритель достаточно близко знает получателя подарка.

Например, мой двоюродный брат и один его друг подарили своему хорошему знакомому автомобиль "Ока" (хотя у этого знакомого не одна иномарка в гараже стоит), но эта "Ока" была полностью что называется "обделана". Кожаный салон, магнитола, красивые диски, кондиционер, противотуманки и прочая, и прочая. Тем самым, на мой взгляд, до окружающих была донесена информация о достаточно близком знакомстве с именинником, о принадлежности к определенной группе людей с достатком, которые могут позволить себе такие шутки.

Таким образом, для меня подарок - это многоплановое социальное явление. Многоплановое, потому что здесь задействованы несколько групп эмоций для получателя:
1. Связанные с фактом подарка (признание получателя подарка его дарителем и чувство необходимости, которое испытывает получатель);
2. Связанные с самим подарком (стоимость, отношения между людьми и т.д.).

Кроме того, подарок не ограничивается самим фактом подарка. Это еще и процесс дарения и выбора подарка. Процесс дарения можно разбить на несколько составляющих - слова и пожелания, которые сопровождают подарок, упаковка и атмосфера сюрприза. При выборе подарка важную роль приобретают такие моменты, как полезность подарка, его смысловая нагрузка.

Социальным же это явление становится потому, что подарок для меня - это инструмент поддержания отношений между мной и окружающими меня людьми. Здесь задействованы минимум два человека - даритель и получатель подарка, а может быть, и намного больше, если процесс дарения совершается на глазах у многих людей. Такое разнообразие факторов делает процесс выбора подарка очень сложным и трудным. Хочется выбрать такой подарок, который задействовал бы как можно больше факторов и эмоций, как связанных с процессом получения, так и с самим подарком. Кроме того, необходимо выбрать подарок, который и мне доставил бы как можно больше положительных эмоций.

Елена Шапарь

#!ShowTnx();


поиск на сайте
Наша жизнь - сплошной праздник!

  • Подарок как социальный феномен
  • Феномен подарка в социологии
  • Дарение и бытие
  • Подарок самому себе
  • Подарок в виртуальном пространстве
  • Социальные сети, поддерживаемые актами дарения
  • Символическое содержание подарка
  • Социальные стереотипы выбора подарка в контексте личностного восприятия
  • Подарок в семейной сети: процесс выбора
  • Подарок в современном обществе: сравнительный анализ студенческой среды России и Германии
  • Подарок как носитель тайного смысла
  • Производственные подарки: всем одинаковые или разные
  • О чём мечтают руководители
  • Я - подарок
  • Книга - худший подарок
  • Корпоративные подарки на Новый год
  • По следам 8 марта
  • Анатомия подарка: взгляд дарителя и получателя
  • Подарки в моей жизни: ретроспективный анализ
  • Подарок как индульгенция
  • Подарок близким
  • Размышления о сущности подарка
  • В поисках оптимального подарка
  • Проблема адресности подарка
  • Copyright © 2000-2013
    Академия Подарка
    http://www.acapod.ru
    Email: info@acapod.ru

       

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100