|

|
|
|
Академия Подарка > Научное подарковедение > Социология подарка
Подарки в моей жизни: ретроспективный анализ
Готовясь к написанию этого очерка, я попыталась обобщить имеющийся у
меня опыт получения и дарения подарков. Оказалось, что, самые сильные эмоции от подарка я получила в возрасте
5 лет (или может быть 6), когда мама и папа подарили мне на день
рождения набор мебели для кукол. Дело в том, что у меня было
несколько кукол, которыми я играла каждый день, представляя их
семьей. Я очень хорошо помню, что пыталась шить им одежду, и для этой
одежды клеила из картона шкафы, украшая их бумагой. Кукольные шкафы
были тогда важной частью моей жизни. И вот, в день рождения я увидела
в коридоре большую картонную коробку, перевязанную веревкой. Когда
папа ее открыл, первое, что я заметила, был большой деревянный шкаф,
двустворчатый, с антресолями, полками, и даже плечиками для одежды. Я
была так счастлива, что даже не помню, что еще там было. Родители
меня не предупреждали о том, что собираются сделать мне такой
подарок, поэтому я даже не догадывалась о нем.
Из этого можно сделать следующий вывод: основными составляющими
подарка являются его востребованность тем человеком, для кого он
предназначен, и ситуация, в которой происходит дарение подарка. Я
считаю, что самый лучший подарок - это то, что нужно человеку, то,
что будет полезно. Это подтверждается, если рассмотреть подарок с
точки зрения социологии. Подарок- это инвестиция в социальную сеть,
способ поддержания и укрепления отношений между людьми.
Следовательно, нужный, полезный подарок - это гораздо более
эффективная инвестиция по сравнению с ненужной безделушкой, потому
что ее можно просто поставить пылиться на полку, и в тот же день
забыть о том, кто и зачем тебе это подарил. Со мной такое не раз
случалось.
С другой стороны, здесь не следует забывать о ситуации, в которой
дарят подарок, и личность дарителя. В моей жизни было немало случаев,
когда абсолютно ненужная и незначительная вещь приобретала для меня
большое значение и даже некоторую символичность, и все из-за личности
дарителя. На мой 16-й день рождения ко мне, в числе прочих гостей,
пришел мальчик, который мне очень нравился. Он принес мне три
тигровые лилии, которые, как потом выяснилось, он стащил ночью из
чужого палисадника, и маленькую игрушечную собачку, которая
продавалась в каждом ларьке. Я вообще мягкие игрушки не люблю, но,
тем не менее, когда я потеряла подаренную им собачку, я немедленно
купила себе точно такую же. По-моему, это яркий пример влияния
личности человека на восприятие даримой им вещи. То есть, даря
подарок, с ним мы передаем часть себя, показываем свое отношение к
человеку, и эта вещь становится не просто набором функциональных
свойств, а каким-то символом, знаком привязанности и т. п.
По этой причине людей в принципе не волнует, сколько стоит тот или
иной подарок. Этот параметр (цена) выходит на первый план в тех
случаях, когда подарок - вопрос престижа. Но я не думаю, что это
можно рассматривать как подарок в чистом виде, потому что настоящий
подарок имеет одну цель - сделать человеку приятное, напомнить о
своей любви к нему, но уж никак не "повысить свои акции" в глазах
окружающих. Хотя, увы, это можно очень часто наблюдать даже в рамках
первичных социальных групп, таких, как семья. Иногда я замечаю, что
мои тетя и бабушка соревнуются в том, кому из них удастся сделать
лучший подарок моему папе. Потом они ходят и намекают всем, кто готов
их слушать, в каком магазине и за сколько они купили эту рубашку,
ботинки и т. д.
Я думаю, что деньги являются настоящим подарком только в одном
случае: когда даритель знает, что, например, именинник очень хочет
иметь какую- либо вещь, но она настолько индивидуальна, что покупать
ее самому - большой риск купить не то, что надо. В основном, такое
происходит между мужчиной и женщиной, точнее, между отцами и
дочерьми. Мужчине вообще трудно понять женщину, тем более, когда
присутствует большая разница в возрасте. Достойный выход из этой
ситуации: подарить хорошую книгу, но и этот вариант не всегда
возможен. Поэтому сплошь и рядом папы, уставшие от долгих раздумий,
напуганные ассортиментом магазинов, дарят дочкам деньги, чтобы те
потратили их с большей рациональностью. Во всех других случаях деньги
выступают как знак того, что человеку было некогда или неохота ломать
голову.
Если подходить к этому серьезно, то какое-то время придется посвятить
выбору подарка, чтобы это был действительно хороший подарок.
Количество затрачиваемого времени растет пропорционально
возрасту "одариваемого". Чем моложе человек, тем легче его
осчастливить подарком. По-моему, детей легче всего привести в
восторг, причем, как правило, они приходят в восторг от какой-нибудь
мелочи. Когда я была маленькой, и мама подарила мне сарафан, я даже
украдкой заплакала от досады, потому что я-то рассчитывала на
калейдоскоп, или, по меньшей мере, на пароход. Потом, девочка-
подросток безумно счастлива, получая в подарок свою первую косметику.
Куда сложнее подарить хороший подарок женщине в возрасте с
устоявшимися взглядами и привычками. К тому же с годами
люди "обрастают хламом", который наполовину состоит из подаренных кем-
то вазочек, шарфиков, блокнотиков, шкатулочек и т. д. Здесь
необходимо очень много специальных знаний. Хочу привести пример,
когда подарок, который никогда не пришел в голову нормальному
человеку, оказался особо ценным и полезным. Моей маме подруга на 8
марта подарила воронку для переливания варенья - такую огромную
пластмассовую штуку, вдевающуюся в горлышко трехлитровой банки.
Понятно, что человек такого же круга и социального положения сможет
больше угадать с подарком, чем тот, кто принадлежит к другому классу,
имеет другой доход. Подарок очень индивидуален, но, тем не менее,
каждый человек в течение жизни вырабатывает свои правила подбора
подарков, и их очень трудно изменить.
Анастасия Бекетова (Сыктывкар)
#!ShowTnx();
|
 |
 |
|
 |