|

|
|
|
Академия Подарка > Подарки и люди > Артисты и подарки
На пышных играх Мельпомены
В наше время дарить подарки актерам почему-то не принято. Нет,
знакомым - пожалуйста. А тем, кого видишь исключительно на
сцене - нет. Вот Якубовичу везут со всей страны соленья-варенья,
расписные ложки и водку местного разлива. Артистам эстрады
поклонники систематически дарят плюшевых медведей и зайцев, так
что сладкоголосые "нанайцы" уже и не знают, где размещать
очередную партию "белых и пушистых" подношений. Среди зрителей
драматических театров дело дарения обставлено скудно. Ну, в
лучшем случае преподнесут актерам в конце спектакля несколько
цветков - и все.
В веке 19-м публика в театрах была куда менее сдержана в
проявлении чувств. Даже цветы дарили иначе, это были не жалкие
три гвоздички, отнюдь. Как вспоминает в своих мемуарах
провинциальный актер В. Кригер "бесчисленные цветочные
подношения скрывали поддерживающих их людей", "через партер к
рампе передавались грандиозные корзины различного вида - с
бьющими фонтанчиками, с римскими свечами, корзины сооруженные
в виде лебедей, лодочек, замков". А во время бенефисных
спектаклей среди театралов существовал обычай в антракте
собирать деньги по подписке и в складчину покупать любимым
актерам - ювелирные изделия, цветы, лавровые венки, которые
иногда продавались прямо в фойе театра. Блиставшие в начале 19-
го века трагические актрисы Александра Колосова и Екатерина
Семенова получали от своих московских поклонников
бриллиантовые диадемы. А Колосова была даже удостоена подарка
самого князя Долгорукого – он преподнес ей шаль. "Звезда"
Александринки 70-90 -ых годов 19 века Савина с теплотой
вспоминала о подарках "доброй публики", среди которых были и
такие ценные, как бриллиантовая брошь в виде лиры и серебряный
венок с надписью "Дорогой нашей любимице". А уже упоминавшийся
Кригер получил как-то от воспитанников ... духовный семинарии
исписанный трогательными надписями альбом в плюшевом переплете
с серебряной лирой. (Уникальность подарка состояла в том, что в
19 веке не то что семинаристам, даже гимназистам запрещалось
посещать театр без соответствующего разрешения начальства).
Не зазорным в то время считалось дарить актерам и деньги.
Среди подарков мог оказаться поднос с банковскими билетами или
набитая золотыми копилка. Случалось, темпераментная
провинциальная публика бросала на сцену серебряные рубли прямо
во время действия, а в столичном императорском театре на
спектакле "Пожарский" чиновник в потертой шинели с
криком "возьмите мои последние 75 рублей!" кинул к ногам актера
Яковлева тощий бумажник.
Каждый старался одарить любимых актеров в меру своего
достатка и фантазии. Перед сценой были равны все – и студент, и
бедный чиновник, и провинциальный купец, и представители
интеллектуальной элиты того времени – литераторы. Николай
Гнедич, знаменитый переводчик "Илиады" Гомера, был восторженным
почитателем таланта молодой Катерины Семеновой. Ценитель всего
прекрасного, Гнедич был недоволен репертуаром актрисы, который
составляли в основном несовершенные пьесы Озерова и Глинки.
Специально для своей любимицы Гнедич занялся переводом
шекспировского "Короля Лира", получившего в этой переделке
название "Леар". Пьесу переводчик сопроводил восторженным
адресом Семеновой:
Прими, Корделия, Леара своего.
Он твой, твои дары украсили его…
Любовь литераторов заслужила другая актриса Александринского
театра – Мария Савина. Увидев Савину в спектакле по пьесе И.
Шпажинского "Майорша", Тургенев тут же отправился в книжный
магазин и купил ей в подарок собрание своих сочинений. Он бросил
книги на рояль со словами: "Вот вам на память об удовольствии,
которое вы мне доставили. Какой у вас большой талант и как
хорошо вы поняли эту роль!" Другому подарку Тургенева –
линованной тетради с замочком в синем переплете – потомки
обязаны появлением книги воспоминаний актрисы. Очень дорожила
Савина подарком Ивана Гончарова – томом "Обыкновенной истории"
с надписью на титульном листе: "Славной артистке, очаровательной
женщине и милой, доброй приятельнице Марье Гавриловне
сердечное приношение от старичка автора на доброе о нем
воспоминание".
А что же теперь? Почему все изменилось? Почему не
передают гастролерам из зала хлеб-соль на резных подносах,
почему не преподносят артисткам бриллиантов? Мне лично
приходилось знать людей, зрителей со стажем, неоднократно
намеревавшихся одарить своих любимых актеров, но так и не
воплотивших в жизнь свои намерения. От того что – не принято, не
удобно, не ловко… Да что вы, перестаньте. Не надо уносить из
театра заранее приготовленные, но так и не попавшие по адресу,
подарки. Садитесь! Здесь вам рады! Ради вас все и затевалось! Себя
вы можете почувствовать свободно! Кричите "браво!", дарите цветы,
не спешите занять очередь в гардероб – аплодируйте! Вы сюда
пришли – и здесь вам два, три, или четыре часа дарили свою
энергию, свой талант – это так естественно, так просто, что вам
хочется что-то подарить им – актёрам! Не стесняйтесь! Следуйте
своим порывам, возобновляйте старые обычаи и придумывайте
новые…
В.Черемухина
#!ShowTnx();
|
 |
 |
|
 |