Чаще всего мы выбираем детям игрушки так, словно собираемся играть в них сами. Во времена нашего детства выбор игрушек был гораздо скромнее, и теперь нас тянет ко всем этим разноцветным чудесам. Хватаем то, что кажется нам самым оригинальным и ярким, и мчимся осчастливливать ребенка. Или покупаем то, о чем мечтает наше неразумное чадо, насмотревшись рекламы и жутковатых мультиков. Барби, например, или милейшего "человека-паука". И отмахиваемся от мыслей о том, что ничему хорошему такая игрушка не научит.

Итак, выбор игрушки - серьезнейшее дело. Игрушка - культурное орудие ребенка, она символизирует те или иные стороны человеческих отношений. Вот требования, которым обязательно должна отвечать каждая игрушка:

  • Медицинские и экологические требования. Обратите внимание на то, из чего сделана игрушка. Нет ли в ней вредных материалов и ядовитых красок? Малыш обязательно захочет попробовать ее на вкус, да и дети постарше часто целуют игрушки и берут их с собой в постель.

  • Педагогические требования. Заводная игрушка позабавит ребенка, пирамидка поможет выработать терпение и координацию движений, мяч укрепит физически. А теперь подумайте: чему научит вашего сына его вожделенный "человек-паук", или трансформер, или какой-нибудь "вампир"? Или дочку - сверхсексуальная Барби?

  • Психологические и нравственные требования. Какие чувства вызовет новая игрушка у ребенка - нежность или агрессию, желание заботиться или стрелять по ней из пистолета? Очень полезны игрушки, в которые можно играть нескольким детям одновременно, - настольные и спортивные игры или, например, конструктор. Такие игры развивают у детей умение сотрудничать.

  • Эстетические требования. Будет ли ваш подарок способствовать развитию у ребенка чувства прекрасного или выработает дурной вкус? Гораздо лучше подарить ребенку рукотворную игрушку, чем сделанную на фабрике.

    И помните: самая восхитительная, сказочная игрушка не заменит ребенку общения с вами…

    Ольга Надпорожская, журналист (с использованием материалов книги В. Абраменковой "Игры наших детей: забава или пагуба?")