23 февраля Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II исполнилось 75 лет. Поскольку юбилейная дата пришлась на понедельник первой седмицы Великого поста – время углубленной покаянной молитвы – Священный Синод Русской Православной Церкви предложил совместить празднование юбилея Святейшего Патриарха Алексия с днем интронизации Владыки – 10 июня 2004 года.

К юбилею Патриарха петербургский художник Александр Михайлович Кравчук создал портрет Алексия II и преподнес свою работу лично Предстоятелю Русской Православной Церкви в резиденции его Святейшества в Чистом переулке, 5. Однако история создания этого портрета имеет не менее интересную предысторию.

Два года назад петербургские художники поздравляли Святейшего Патриарха Алексия II с 12-летием его интронизации. В честь этого события в дар Владыке был преподнесен бюст из белого итальянского мрамора, выполненный талантливым петербургским скульптором Андреем Ивановичем Гордеевым под патронажем ректора Санкт-Петербургского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, председателя Союза петербургских художников Альберта Серафимовича Чаркина и автора проекта – члена Союза художников Санкт-Петербурга Александра Михайловича Кравчука.

Торжественный прием петербургских гостей состоялся 11 июня. Тогда Патриарх уделил беседе с художниками около часа. Алексий II говорил о своих особых чувствах к Санкт-Петербургу, откуда родом его отец, где в 1947-49 годах он получал образование в Духовной семинарии и где до своего назначения на нынешнее, патриаршее служение он служил митрополитом Ленинградским и Новгородским, с 1986 по 1990 год управляя объединенной епархией.

Как оказалось, преподнесенный Патриарху бюст работы Андрея Гордеева – это первое его изваяние. Глядя на скульптуру, Владыка пошутил: «Я узнаю себя», и, оценив «портретное сходство», сказал, что именно портрета, выполненного рукой художника, у него нет, хотя в рабочем кабинете Святейшего представлены все предыдущие Патриархи.

Тогда художественный коллектив, возглавляемый Александром Кравчуком, и получил благословение Патриарха на эту работу. Более шести месяцев Александр Михайлович работал над картиной, а к 75-летию Владыки, 26 февраля этого года портрет был преподнесен Патриарху. Нужно сказать, что во время работы над портретом, как, впрочем, и при работе над бюстом, Святейший не позировал мастерам – для этого у него просто нет времени и возможности, поэтому работы выполнялись по фотографиям, рисункам и другим материалам.

Уважаемый многими верующими людьми Санкт-Петербурга протоиерей Василий Ермаков, настоятель храма в честь преподобного Серафима Саровского, с юности связан искренней дружбой с тогдашним семинаристом Алексием Ридигером, а ныне Патриархом, отец которого – священник отец Михаил – в годы войны помог освободиться юноше Василию Ермакову из фашистского плена, причислив к своей собственной семье.

Благословляя Александра Кравчука в дорогу, отец Василий Ермаков разглядывал понравившийся портрет. На нем его Святейшество изображен в белом клобуке, рясе и с посохом. Весь его облик сочетает отеческую строгость и пастырскую доброту, а лицо светлое и немного задумчивое. Наверное, поэтому батюшка «окрестил» эту работу – «С думой о России», и с легкой руки отца Василия портрет Патриарха Алексия получил название.

Приняв портрет, Патриарх поблагодарил мастера и сказал: «Чувствуется, что Вы вложили в него много своего таланта и души». Прощаясь, Святейший благословил Александра Кравчука на дальнейшие труды. Так портрет Патриарха Алексия II кисти петербургского художника занял достойное место в портретной галерее Предстоятелей Русской Православной Церкви.

Вероника Шевцова

СПРАВКА: Александр Михайлович Кравчук – член Союза художников Санкт-Петербурга, потомственный живописец, продолжающий традиции реалистического искусства. С 1982 года трудился над реставрацией и созданием стенной живописи в Коневском монастыре и Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре (под Псковом), в храме Рождества Христова в подмосковном Митино, в храмах Великого Новгорода, в церкви святой Екатерины Великомученицы в здании Института живописи, скульптуры и архитектуры (Санкт-Петербургской Академии Художеств). С 1990 года – директор петербургского Товарищества молодых художников «Декор», работающего над реставрацией святых мест.