![]() Незабудки для Махмуда Эсамбаева (*)Однажды беседовали с друзьями о воздействии искусства. Припомнили рассказанный в печати красивейший случай о том, как к человеку, потрясенному танцевальным искусством Махмуда Эсамбаева, прямо на концерте вернулась речь, способность говорить! (А утратил он речь на войне, от тяжелой контузии). И потом этот человек стал постоянным зрителем и, кажется, даже другом артиста. Читала об этом не раз, но тут неожиданно словно замкнулась цепочка в памяти, и всплыло другое, мое собственное воспоминание. Воспоминание о зрительском подарке, необычном и исключительном даже для концертов Эсамбаева. Подумала: а ведь это, наверное, дарил тот самый зритель! В особой выразительности подарка угадывалась полновесность человеческой судьбы. * * * Дело было на концерте Эсамбаева в Москве, в Театре эстрады, в конце 60-х или начале 70-х годов. Зритель, сидевший в центре первого ряда, имел в запасе корзины, наполненные крохотными букетиками незабудок. (И как только уместились такие запасы в нешироком проходе между креслами и подножием сцены!) Мне, и вообще большинству публики, корзины были незаметны - если не приглядываться. Мое место находилось на галерке, сидела с биноклем (спасибо, достала хотя бы такой билет). Сцена Театра эстрады большим полукругом выдвинута в зал, обзорность сверху очень неплохая, и довольно близко. * * *
Выходы Эсамбаева на поклоны - спектакль в спектакле! Поклоны незабываемой красоты! И никакого самолюбования. Это была обоюдная передача благодарности, "обмен токами". Воздух еще продолжал "светиться" ореолом жизни, приносимой жрецом в дар, из любви к людям. А Эсамбаев уже создавал из поклонов новые произведения искусства, другую цепочку даров и дарения. (В какую индивидуальную картину он развертывал принятие от зрителей каждого подносимого букета, а их было море! Как рыцарственно провожал зрителей обратно в зал!..) Чрезвычайно подходил сюда и экзотический костюм из "Макумбы". (Настоящий, преподнесенный артисту в Бразилии). Он подчеркивал ритуальность происходящего. Высокий головной убор из перьев больших птиц, облегающее недлинное одеяние из шкур леопарда или подобного зверя. Знаменитая на весь мир талия Махмуда - обнажена, голени - тоже. Над талией и над босыми ступнями (ступни запомнились босыми - а может, к ним были привязаны ремешками очень тонкие подошвы?) свисают со шкур от одежды, как настоящие, звериные лапки, мягко покачиваются в такт шагам. Тайна и открытость, теплота и молниеносность. Избранность. * * * Длилась серия "поклонных" выходов Эсамбаева обычно минут двадцать (а может и тридцать, с учетом устного монолога, которым он в те годы одаривал зрителей уже "сверх" танцевальной программы, в самое-самое заключение концерта). И вот, с ПЕРВОГО же выхода, Зритель с Корзинами Незабудок начинает осыпАть букетиками и артиста и сценическую дорожку, во всю ее длину! Так как большинству публики не видно корзин, то кажется - полетела нежно-голубая вереница от рук факира, нескончаемая и прямо из воздуха. Букетики были такие миниатюрные - тоненькие и нежные, могли приминаться как трава, и, конечно, по ним безопасно можно было ходить босыми ногами. Махмуд Эсамбаев встретил дар смущенно и бережно. Вообразите всю кошачью грацию и достоинство, свойственные этому артисту, - и как его идеальные, царственные ноги, да еще украшенные лапками хищного зверя, - находили на полу один, другой свободный островок... чтобы не наступить на цветы! Чутко, пластично и - не теряя темпа. Но цветы, как по волшебству, продолжали осыпать артиста и сцену... и вскоре устлали всю дорожку сплошь... Артисту не оставалось ничего иного, как ИДТИ. Под этим цветочным фейерверком, по этой живой наслаивающейся россыпи, словно по дощатому полу. * * * Он ступал по незабудкам, ноги утопали. Превознесенный, благодарный, растроганный (казалось, он не в состоянии говорить, задыхается от восхищения и счастья). Делал изысканные жесты, посылая свои несравненные поклоны Зрителю! А у того, видим, иссякли теперь его корзины!.. Конечно, в руках других зрителей еще много "обычных" букетов дожидались своего вручения. Но без летящих незабудок казалось уже немыслимо - праздник оборвется... Не рассчитал?.. Общий огорченный вздох пронесся по залу... Ах ты... И, вдруг, из-под сидений (тут уже все углядели)) были извлечены еще новые корзины! и - все пошло по новому кругу... Зал сходил с ума, аплодировал, восклицал, плакал, чуть что не кидался друг другу в объятия, и все это на самой высокой, одухотворенной ноте. Эсамбаев, наклоняясь навстречу цветам, стал летящими взмахами рук, раскрытых ладоней - вперед и вверх - кидать незабудки со сцены в зал - голубые букетики от внезапности взлетали высоко и как фонтанчики ниспадали на зрителей первых рядов, а зрители, конечно, снова подхватывали их и снизу вверх снова осыпАли артиста!.. Больше ни разу, никогда не видела ничего подобного. Счастье целой жизни. * * * И самое главное, что нужно рассказать, а притом - это просто невозможно рассказать!.. - КАК этот человек, Зритель с Незабудками, совершал свое подношение... КАК из его рук летели к Артисту цветы... Постарайтесь поверить, пожалуйста, - именно это "как" было самым красивым! Вот, казалось, почему Артист настолько сильно взволнован и счастлив. Выразительность полета была непревзойденной, она увенчивала собою всё! И очевидную даже в рассказе гениальную красоту замысла, и невероятное даже для очевидцев количество цветов. И неожиданную здесь - среди высоких, торжественно-ярких букетов - бесхитростную нежность маленьких незабудок, и их бездонное символическое значение. А ведь освещение и мизансцена - позволяли разве едва-едва различить фигуру и руки дарившего. Какой магией этот Полет Незабудок, его ритм и траектории, настолько совершенно выражали чувства человека... само биение его сердца... Каким единым дыханием жили этот зритель и сцена... Не правда ли, они оказались достойны друг друга - великий артист и великий поклонник!.. * * * Потому и думаю: может, тот самый человек? Какой-то т-а-к-о-й контакт... т-а-к-о-е благоговейное раскрытие... приношение всего... А как знать... может, это другая чья-то судьба. Еще одна судьба и еще одна безграничная благодарность. Лера Сейгина
|