В Государственном историческом музее открылась выставка "Символы советской эпохи", посвященная 70-летию ныне упраздненного Музея Ленина.

Занимательных предметов здесь предостаточно: мол, ну где еще увидишь подлинный отбойный молоток Стаханова (даже удивляешься, отчего этот отбойный молоток не покоится, вроде христианской реликвии, в каком-нибудь златокованом ковчежце). Или многочисленные подарки дорогому Леониду Ильичу – скажем, макет главного здания МГУ из резной кости, мастерские шкатулочки со стилизованными картинками из партийной истории либо подносные адреса и рапорты от братских республик, вычурно декорированные в гипотетической стилистике соответствующих народных ремесел.

Значительная доля предметов относится к брежневским временам: сувениры в честь ударного строительства Байкало-Амурской магистрали, хохломские тарелочки с гербами союзных республик не вызывают и десятой доли тех смешанных чувств потрясения, брезгливости и ужаса, которые вызывает знаменитая коллекция подарков товарищу Сталину. В их числе – три знаменитых живописных полотна. "II съезд Коминтерна" Исаака Бродского – эдакое "Торжественное заседание Государственного совета" для новых времен. "Ленин провозглашает советскую власть" Владимира Серова – один из самых хрестоматийных образцов соцреализма, та самая картина, где после ХХ съезда КПСС художник спешно замалевал Сталина, стоявшего сразу за вождем мирового пролетариата. Наконец, "Выступление Ленина о плане ГОЭЛРО" художника Шматько – полотно, призванное, видимо, показать Ильича как демиурга, отделяющего свет от тьмы и оттого с готовностью дополненное всякого рода произведениями народных ремесел на тему "Советская власть плюс электрификация всей страны".

Есть еще небольшой раздел, так и названный "Символический Ленин". Подаренный от Мадагаскара палисандровый Ильич демонстрирует приплюснутый нос и негроидные губы, а у японского Ленина из дерева кицура характерный прищур – натурально получился, вполне сродни Стране восходящего солнца.

КоммерсантЪ