Кельты – это самоназвание племен, живших на территории современной Британии в дохристианскую эпоху. В последствии эти племена были вытеснены и поглощены иноземными захватчиками – норманами, англами и саксами. Но кельтские предания и легенды в видоизменённом виде вошли в английский, шотландский, ирландский фольклор и оказали значительное влияние на английскую культуру и литературу. Задача данной статьи рассмотреть ситуации подаркодарения в дошедшем до нас корпусе кельтских мифов.

В кельтских преданиях подарки богов смертным фигурируют достаточно редко. Эту особенность можно объяснить климатом Британских островов, достаточно суровым. Если в Средиземноморье, родине античных мифов, природа благоволит к человеку, земля плодородная, море тёплое, то древним бриттам приходилось прикладывать много усилий для выживания. Так что не боги одаряют смертных, а смертные делают богам подарки, чтобы задобрить их. Свои дары кельты приносили в Стоунжендж, храм бога солнца. Так же дары богам бросали в воду ручьёв, озёр, рек. Считалась, что вода, изливающаяся из земли служит связующим звеном между потусторонним миром и миром смертных. В зависимости от достатка, подарками богам могли быть великолепные скакуны, домашняя птица, шпильки, булавки, гребешки, цветные камешки, небольшие модели оружия – шлемов, копий и щитов, а также различной утвари – топоров, серпов, колёс.

Для смертных же подарки богов таят скрытую опасность. Так, легендарный герой Фергус получил в подарок от короля эльфов Иубдана башмаки, в которых можно было ходить по воде как по суше, и, надев их, никак не мог остановиться, исходив вдоль поперёк все озёра и реки, пока не догадался скинуть магическую обувь.

Но нет правил без исключений. Согласно легенде, король кельтов Кормак Величественный получил в дар от самого Манннана Мак Лира, сына верховного бога Лира и повелителя морей, волшебную ветвь. На этой ветви росли золотые и серебряные яблоки, и стоило только ее потрясти, как раздавалась столь сладостная и нежная мелодия, что раненый забывал о боли, а страждущий - о скорби и печали и тотчас погружался в глубокий умиротворяющий сон.

Чаще всего в кельтских мифах упоминаются так называемые ритуальные подарки. Это связано с общественным устройством кельтов: в родоплеменном обществе жизнь каждого человека была строго регламентирована обычаем, это касалось и подарочных ситуаций.

В честь короля Аннва Пвилла был устроен пир, распорядителем которого был он сам. Один из гостей, высокий, стройный юноша с золотисто-каштановыми кудрями почтительно поприветствовал Пвилла и попросил его о подарке. Пвилл ответил, что будет рад подарить ему, всё, что тот не пожелает. И незнакомец просит отдать ему его жену, прекрасную Рианнон. «Тебе придётся отдать меня ему», - соглашается Рианнон, иначе твоё имя навсегда покроется позором.

В этом мифе мы видим отзвук традиции, существовавших у многих народов: одаривать гостя всем, чего он только не пожелает. Нарушение этого закона гостеприимства навлекает позор на хозяина дома. Пвилл вынужден подарить незнакомцу свою возлюбленную.

Другим обычаем кельтов был негласный запрет отказывать в подарке друидам (жрецам бога солнца). Это был одновременно и позор, и дурное предзнаменование. Однако, со временем авторитет друидов падал. Своё отражение этот процесс нашёл в легенде о Кухулине.

У Кухулина было три боевых копья. К герою по очереди подошли три друида, и каждый из них вопросил дать ему копье. Первый из них появился перед ним, когда Кухулин бился с врагами, залив долину их кровью.

- Подари мне одно из своих копий,- заявил он, - не то я опозорю тебя за твою жадность.

- Что ж, возьми, - отозвался Кухулин. - Меня никто не собирался покрыть позором за то, что я отказал ему в каком-нибудь даре.

С этими словами он метнул копье в друида и убил его на месте.

- Дай и мне одно из своих копий, Кухулин, - обратился к нему второй друид.

- Оно мне самому понадобится, - возразил герой.

- Если ты откажешь мне в даре, я покрою несмываемый позором весь твой Ольстер.

- Я вовсе не обязан давать больше одного дара в день, - отозвался Кухулин, - но Ольстер никогда не будет терпеть позор из-за меня.

Сказав это, он метнул копье во второго друида, и оно насквозь пробило ему голову.

- Дай копье и мне, - потребовал третий друид.

- Хоть я уже и не вернусь домой, мне не хочется быть причиной насмешек, - отвечал Кухулин.

Он метнул свое последнее копье в просителя и убил его наповал.

Прекрасная великанша Бебионн перед смертью дарит фианам (воинам, охранявшим короля Ирландии) свои драгоценности: золотые кольца толщиной с бычье ярмо, шлем из золота сплошь усыпанный самоцветами. Оценить этот подарок поможет знание традиции древний бриттов хоронить имущество вместе с покойным владельцем. Считалось, что предметы, полезные в этой жизни, могут пригодиться и в загробном существовании.

Упоминания о любовных подарках в кельтских сказаниях почти не встречаются (исключение «роскошный белый конь с богатой позолоченною сбруей», которого подарила Ниамх Златокудрая своему возлюбленному Оссиану), и это понятно: в обществе древних бриттов нормой был договорной брак. Зато свадьба считалась одним из важнейших событий жизни и уж конечно не обходилась без свадебных подарков. Как правило, герои кельтских преданий получали на свадьбу ценные дары от родителей. Уже упоминавшийся Пвилл, отдав свою дочь Элейн в жёны Ланселоту, дарит новобрачным пышную резиденцию под названием "Замок Блиан". Юный бог солнца Ллеу Ллоу Гиффес получает от своего отца на свадьбу дворец под названием Мур-и-Кастелл неподалеку от озера Бала Лейк. Но встречается и обратная ситуация: жених, чтобы снискать расположение отца невесты, дарит ему ценные подарки. Это происходит в легенде о Куллвх и Олвен.

Олвен - прекрасная девушка «с кожей белее пены морской, руками нежными, как лепестки анемонов на глади ручья, очами быстрыми, как учёный ястреб»… Куллвх ещё ни разу не видел этой девы, но уже полюбил её заочно, по описанию, и приходил в смущение всякий раз, когда упоминалось её имя. Чтобы получить прекрасную Олвен в жёны Куллвх дарит её отцу в качестве приданного 13 сокровищ Британии. Это меч, корзина, рог для питья, колесница, поводья, нож, котел, точильный камень, арфа, бутыль, тарелка, шахматная доска и мантия. Все эти предметы обладали магическими свойствами: волшебная корзина Гвиднея Гаранира была способна накормить одновременно трижды девять мужей; магический рог для питья Гвлгавд Годолина мог напоить допьяна всех и вся; арфа Теирту играла сама собою; в бутылях Риннон Рин Барнавда никогда не скисало никакое питье, сколько бы его ни хранили… Квуллвху эта коллекция редкостей досталась не так-то просто: чтобы раздобыть их, ему пришлось сразиться с великаном Гврнаха, спуститься в Преисподнюю, померяться силами с королём верпей свирепым Тврх Твитом и испытать множество опасностей и невзгод.

Подводя итог сказанному выше, можно прийти к выводу, что персонажи кельтских мифов редко дарили спонтанно, по сиюминутному велению сердца. Чаще всего ситуация дарения была повторением отработанного традицией сценария и закрепляла существовавшие между дарителем и одариваемым общественно-семейные связи, как то «смертный – бог», «хозяин дома – гость», «зять – тесть», «жених – отец невесты», «военный союзник – военный союзник»… Сказания и легенды древних Бриттов отражали действительность, которая нам, живущим в XXI веке, может показаться суровой. Но, если приглядеться повнимательней, то станет ясно, что «ритуальные подарки» не потеряли значения и в наши дни. Мы дарим крашенные яйца на Пасху, мимозу на 8 марта, женихи проводят часы перед прилавками ювелирных магазинов, выбирая кольца для невест… А подарки на день рождения, на новоселье, на Новый год – тоже ни что иное, как дань традициям.

В. Черёмухина