Главная сложность в разговоре об индийской мифологии заключается в том, что в отличие от античной, скандинавской или славянской, она является не только сводом древних сказаний, но и действующей религией. Мало того, индуизм породил множество религиозных учений, популярных в современном мире (буддизм, кришнаитство). В своём исследовании мы ограничимся рассмотрением «классического» индуизма.

Дарение и подарки занимают очень значительное место в религиозной философии индуизма. Считается, что принося благие дары дваждырожденным (так именуются в религиозных текстах все люди, не имеющие божественной сущности) и богам можно прервать цепочку бесконечных перерождений в мире материальном и обрести духовную жизнь вне его. В идеале любая деятельность, любой поступок, работа ли, слово ли – должно стать даром Вишну – и когда идеал будет достигнут, человек воссоединиться с богом в духовном мире. Скупость же отягощает карму. В «Гаруда Пурана Сарадхара» (индусской Книге Смерти) говорится «тот, кто не совершает даров, идёт в ад и, перестрадав, снова рождается в нищете». «Грешник, отобравший то же, что сам подарил, идёт в ад до вселенского потопа». (Для сравнения: грабитель в будущей жизни воплощается в птицу, прелюбодей – становиться растением). Делая подарки можно облегчить себе адские муки – «приносящий в дар хлопчатобумажную ткань избавиться от страха перед прислужниками Ямы, дарящий соль не будет бояться самого Ямы (властителя индуской преисподней – Прим. В.Ч.)». Как утверждается в «Гаруда Пуране», золото, железо, земельные наделы, коровы являются ценными дарами. Но богам важна не только ценность даров, но искренность дарящего. Листок, цветок, плод и вода, предложенные с любовью нищим, могут оказаться драгоценней золоторогой коровы богача. Однако одаривать следует не каждого, а только «достойных». В этом коренное отличие от христианской философии, призывающей давать всем нуждающимся.

Дарение не является людской прерогативой. Боги тоже приносят дары дваждырождённым. Много подарков богов можно встретить в священной книге «Вишну-Пурана». Богов в индуиском пантеоне несколько сотен, и все они находятся в взаимодействии с дваждырождёнными. Самые же достойные йогины и аскеты могут удостоиться даров самого Вишны, повелителя богов.

Царский сын Дхрува, пяти лет отроду придался аскезе, от которой ничто не могло его отвлечь. Вокруг бушевала непогода, выли шакалы, но мальчик не обращал на это не малейшего внимания. Духи яма (прислужники властителя преисподней – прим. В.Ч.) приняли облик его матери. Рыдая, она жалобно сказала: "О сын! О сынок, прекрати этот разрушающий тело подвиг — ведь я обрела тебя после многих чаяний! Ты не должен покидать меня несчастную, одинокую, беззащитную …Ты, о сынок, мое прибежище! Зачем, зачем тебе, пятилетнему, эта суровая аскеза? Да отвратится твой разум от этого тяжкого подвига, не приносящего благих плодов! В начале идет время твоих игр, затем — ученья, потом — наслажденья всеми мирскими) благами, а в конце — аскеза. Сейчас время твоих детских игр, о сынок. Так зачем же ты губишь себя такой аскезой? Любовь ко мне — твоя высшая дхарма. Обязанности соответствуют возрасту. Послушай меня, отвратись от этого нечестья. Если ты, о дитя, не прервешь сейчас эту аскезу, ты увидишь, как жизненные дыхания разлучатся со мной". Но его разум был сосредоточен на Вишну, и даже взирая, он не видел своей стенающей матери, чьи глаза помутнели от слез. Тогда к Дхруве явился повелитель богов Атман Хари в своём четырехруком образе и сказал так: «О сын Уттанапады, благо тебе! Я доволен твоей аскезой и явился как податель даров. Избери дар, о ревностно исполняющий обет!» Мальчик услышал слова бога богов, открыл глаза и узрел Хари (одно из имён Вишну). Волоски на теле Дхрувы встали дыбом, его внезапно охватил сильный трепет, и он стал думать, как восславить бога богов, он растерялся и не в силах подобрать слова прибегнул к защите стоящего перед ним бога: "Если Бхагаван очень доволен моей аскезой, то дай мне такой дар — прославить тебя как я хочу. Как я, мальчик, могу восславить тебя, бога, чей путь неизвестен для Брахмы, а также для других знатоков Вед?! Мой разум переполнен любовью-бхакти к тебе, о высший Правитель, научи, как возложить к твоим стопам восхваление!" Бог богов Хари остриём раковины (раковина – один из атибутов повелителя богов, обычно Атман Хари появляется держа в каждой из своих рук по предмету чудесной силы – это палица, диск, раковина, меч – Прим. В.Ч.) коснулся мальчика и в тот же миг сын царя восславил Господина мира:
«Я славлю того, чей образ — земля, вода, огонь, воздух, небо, разум, сознание, источник первоэлементов и прочее и первичная материя. Я славлю того Пурушу, поглотителя Качеств, чей образ — чистый, тончайший, всеохватывающий высший дух-пумс, превосходящий предматерию, того, кто властвует над землей и всеми прочими первоэлементами, над запахом, и прочими танматрами, над сознанием и прочим, того, кто превышает предматерию и Пурушу! О высший Правитель, я прибегаю как к прибежищу к твоему чистому образу, который является по сути своей Брахмой, Атманом, который превышает весь мир! Я славлю тот твой образ, о Атман всего, неизменный, поддерживающий и охватывающий все, тот, который понимается как Брахма, тот, о котором размышляют йогины! Ты — Пуруша, с тысячью голов, с тысячью глаз, с тысячью ног, тот, который охватывает все, кто возвышается над землей на расстояние в десять пальцев! Все, что было и что будет — это ты, о высший Пуруша, от тебя происходят Вирадж, Сварадж, Самрадж, и от тебя — Адхипуруша!.. Ты — сущность всего, ты пребываешь во всем сущем! Что я скажу тебе — ты же знаешь все, что находится в сердце?! О Атман всего, о Владыка всего сущего, о источник всего существующего, ты, кто есть все сущее, ведаешь чаяния всего существующего! О Покровитель, ты удовлетворил мое желание, — сотворенная аскеза принесла плод, что я воочию вижу Господина мира!» Долго и вдохновенно славил Дхрува бога, когда же он замолк Шри Бхагаван (одно из имен Вишну – Прим. В.Ч.) сказал: «О Дхрува, плод аскезы — тот, что ты видишь меня. А взгляд на меня, о сын царя, не бывает бесплодным. Поэтому избери дар, какой сам пожелаешь. Мужи, пред чьим взором предстаю я, обретают все». Дхрува сказал: « О Бхагаван, о Владыка всего сущего, ты пребываешь в сердце каждого. Разве желание моего разума неизвестно тебе, о Хозяин? Первая жена царя сказала мне громко и высокомерно: "Этот царский трон не для того, кто рожден не из моего лона". Я прошу, о Властитель, по твоей милости дай мне величие, составляющее опору мира, высшее из высших, вечное».
Шри Бхагаван. сказал: «Ты получишь то величие, о котором просишь Ты, о Дхрува, без сомнения, моей милостью обретешь великое место, возвышающееся над тремя мирами, оно будет служить опорой для всех звезд и планет».

Таких историй в «Пуранах» можно встретить много. В облике подателя даров Вишну являлся аскетам Прайчесам, йогину Прахладу, другим аскетам. И каждый раз события развиваются по одной и той же схеме. Сначала пораженные величественным видом Бхагавана, аскеты либо отказываются от даров, либо просят «любви-бхакти к тебе», «слов, чтобы прославлять тебя». И только когда Владыка богов вторично предлагает выбрать дар, йогины просят о даре для себя. Самыми ценными подарками считаются не земные богатства и наслаждения, а богатство духовное. Впрочем, ценить надо любой божественный подарок сколь бы незначительным он не казался.

Странствующий аскет Дурвасас получил в дар от пышнобёдрой богини воздуха Шри цветочную гирлянду. Аромат этой гирлянды окутывал весь лес и его обитателей, в ней жужжали опьянённые нектаром пчёлы. Когда же эту гирлянду растоптал яростный слон, на котором восседал Повелитель богов, Дурвасас не смог простить его, так ценен был для него этот дар юной Шри.

Философское наполнение религиозных текстов не всегда оказывается доступным для простецов. И в рассказах, не вошедших в канонические священные книги, боги дарят людям не только духовные блага. Например, согласно южноиндийскому сказанию, бог дарит бедному угольщику в жёны небесную деву Рамбху. Она танцевала воздушный танец перед самим Атманом Хари, и красота её была дороже золота. Но, став женой дваждырождённого, Рамбха служила мужу как рабыня. Дом угольщика был самой бедной хижиной во всей деревне – пальмовая крыша прохудилась, глиняные стены осыпались, в них ютилось множество клопов, прямо на полу валялась грязная одежда. Небесная дева силой своего волшебства превратила хижину в роскошный дворец, вокруг которого раскинулся пальмовый сад. Старшую жену Рамбха одарила драгоценными украшениями и богатыми одеждами. Вся история строится на несоответствии богатства даров и личности одариваемого. В данном случае, дары приносятся недостойному, поэтому этот текст не может стать частью канона и существует, как апокриф.

В.Черёмухина