В течение нескольких лет подряд незадолго до Рождества я получал небольшой подарок из Австрии - коробку австрийских пряников. Красивая праздничная коробка, и в ней несколько пакетиков с пряниками. Они там весьма разнообразные и своеобразные.

Пряники присылал Герберт - партнер нашей фирмы, поставлявший нам защитные фильтры для мониторов.

Я часто вспоминаю об этих незамысловатых подарках и, с улыбкой, о том, как раз от раза менялось мое к ним отношение.

Получив коробочку первый раз, я не сразу понял, от кого она. Перед праздниками много всякой ерунды валится со всех сторон, а тут конец года, клиенты, как взбесившиеся, требуют все и сразу, не до подарков. Так что я засунул посылку куда-то в угол и тут же про нее забыл.

Обнаружил коробку с пряниками еще раз уже после Нового года и отнес ее домой.

Получив такую же коробочку ровно через год, я сразу узнал почерк Герберта. Если первый раз мое семейство как-то между делом умяло эти пряники, то теперь появление коробки вызвало восторг, несколько даже меня удививший. Обсуждалось, какие пряники были в прошлом году, какие в этом. Заметил, что на меня начали смотреть почему-то с некоторым уважением.

За две недели до следующего Рождества я был озадачен вопросом: "А будут прянички из Австрии?". Что ответить, я не знал, но понял, что если пряничков не будет, мой имидж человека, пользующегося международным авторитетом, явно померкнет. Поэтому, когда секретарша внесла цветастую коробку, я, признаюсь, испытал неподдельную радость.

Продолжалось это долго, лет шесть или семь, пока у Герберта не изменились существенно жизненные обстоятельства. Получение и "поедание" этого подарка превратилось в традиционный семейный праздничный ритуал.

Если бы меня раньше спросили, можно ли делать к одному и тому же празднику один и тот же подарок много лет подряд, я бы сказал, что это будет выглядеть как признак безразличия, формального отношения к подарку, да и некоторого скудоумия дарящего.

Теперь я думаю совершенно иначе и отношусь к Герберту, как к очень мудрому человеку. Обратите внимание: подарок подобран очень удачно - имеет национальный колорит, не дорогой, так что не сильно обязывает получателя, ориентирован скорее на семью, чем непосредственно на делового партнера, которому все эти прянички сами по себе довольно-таки безразличны, но реакция семьи уже значение имеет.

Кстати, в коробке было несколько пакетиков с различными пряниками, так что процесс их дегустирования и поедания растягивался надолго, и повод вспомнить Герберта возникал каждый день в течение всей нашей новогодней вакханалии с двумя рождествами и двумя новыми годами. Думаю, что Герберт рассылал такие подарки всем своим дилерам, так что однажды сделанный выбор избавлял его от ежегодных мучений по выбору подарков.

У семьи выработался некий условный рефлекс - под Рождество должна появиться коробочка с пряниками из Австрии. Регулярность и обязательность этого подарка производили и на меня исключительно благоприятное впечатление, и рейтинг Герберта как делового партнера держался на высоте (конечно, не только из-за подарков, но это был "последний штрих").

Постепенно я сформулировал, в чем состоит главный эффект таких регулярных и повторяющихся подарков. Он состоит в их предсказуемости. Наверное, основная драма жизни в том, что мы не знаем, что с нами будет завтра, через месяц, через год. Непредсказуемость жизни - постоянный источник подспудного беспокойства, сердечной боли, невеселых мыслей. И тут далекий друг создает некоторую опорную точку - предсказуемое приятное событие. Я не знаю, чем закончится год, но знаю, что этот маленький праздник наверняка состоится. Эффект - почти терапевтический.

Необходимость сделать кому-то подарок обычно воспринимается нами как неожиданная проблема, которую нужно преодолеть и про нее забыть. Хотя какая же она неожиданная - подавляющее большинство подарочных ситуаций абсолютно планируемы. А мысль о том, что ровно через год нам снова придется решать шараду "Что подарить?" этому же человеку, мы как-то интуитивно гоним прочь. А зря. Как видите, есть неплохие подарочные идеи, которые элегантно и просто решают подарочную проблему на многие годы.

Давайте назовем такой подход "принципом австрийского пряника".

В.С.