Какой только херни люди не дарят своим возлюбленным. Один приволок «Справочник по отечественной ламповой радиоаппаратуре». Другая – книгу «Так говорил Заратустра». Третий вообще алюминиевую статуэтку С.М. Кирова где-то откопал.

Особо отличился муж беременной дамы, который в подземном переходе купил котенка. Одолеваемая токсикозом и ненавистью ко всем живым существам барышня только и смогла вымолвить:

– Ты идиот?

– А чё? – обиделся муж. – Ты посмотри, как он на Чубайса похож!

После родов этот же гражданин вручил супруге крем от морщин и видеокассету «Фитнес с Синди Кроуфорд». Тонко намекнул, епрст.

В чести у нашего народа также подарки практичные. Но от этого не менее идиотские. На День святого Валентина моя приятельница получила пинцет для бровей. («Дорогой, скажи честно, я выгляжу как Брежнев?») Другая – вибратор. («Вася, тебя отправляют в длительную командировку, что ли?»)

Ну и цветы, конечно. Цветы у нас дарят тоннами – не зря специализированные магазинчики на каждом углу по пять штук натыканы. Очень удобно. Подарил своей девушке – старшему мастеру маникюрного салона справочник по ламповой радиоаппаратуре, получил им по мордасам – и вперед за розами, вину заглаживать. (Хотя можно и за бриллиантами – они не вянут.)

Кто попроще – ограничивается звездами. Или там стихами. «Слова разбросались по ветру,/ Что тебе говорил в тишине,/ Шаги измерял я по метру,/ Когда ты подходила ко мне./Тебя я тогда заметил:/ Ты стояла совсем одна,/ Про себя я тогда подметил:/Я такую достану со дна». После свадьбы и вовсе никто из мужчин не выпендривается. Наступает золотая эра стиральных машин, пароварок и средств для накрахмаливания рубашек. С днем рождения, дорогая.

Женщины такого широкого выбора не имеют. Поэтому кавалеру обычно преподносится дежурный галстук или парфюм. А законному мужу – тоже вещь, полезная в хозяйстве. Почти по Довлатову: «Купила Марику на день рожденья тюлевые занавески – обалдеть!»

В общем, нет у граждан творческого подхода к делу. Вроде и хотим радовать друг друга, да не знаем как. Оттого сюрпризы наши предсказуемы и банальны. Отметились – и ладно. Но ведь умение делать подарки – это целое искусство. А умение восхищать – просто высший пилотаж.

Вот и подруга моя Катька целый месяц задавалась мучительным вопросом «Что тебе подарить, человек мой дорогой?». Дело в том, что ее Анатолию вот-вот должно было стукнуть тридцать три года. А презент к этой торжественной дате все еще не был готов. Катерина страдала.

Нет, она, конечно, могла купить любимому зажигалку Zippo или ручку Parker. Вполне достойно. Но скучно. Тем более что Толик в очередной раз бросал курить, а вышеупомянутая ручка уже была преподнесена ему на 23 Февраля. Не солить же ему эти паркеры, в самом-то деле!

Пришлось обратиться к нашему культурному наследию: песням, кинофильмам и, извините, мультикам. Выяснилось, что хорошим подарком для особи мужского пола считается:

а) пятьсот эскимо;

б) утерянный ранее хвост и горшочек меда;

в) фоторужье;

г) чугунный конь с крыльями.

Короче, особо не разгуляешься... Народное творчество тоже не радовало: «Для милого дружка и сережка из ушка», «Дорог не подарок, дорого внимание». И уж совсем издевательски – «Лучший подарок – книга».

В модных женских журналах давались и вовсе странные советы. Настоятельно рекомендовались презенты с эротическим уклоном:

а) номер люкс на одну ночь в шикарной гостинице;

б) игрушки из секс-шопа;

в) ночная поездка по городу в арендованном лимузине;

г) полуголая персона самой дарительницы, увенчанная бантом.

– Может, меня еще и в подарочную коробку упаковать? – возмущалась Катерина.

И хотя Толик от такого презента вряд ли бы отказался, мнение его на этот счет особо не учитывалось. Ну что с мужчины взять? С таким же успехом можно вручить ему ящик пива или кольца для карбюратора – только спасибо скажет. Катьке же отчаянно хотелось романтики.

– Понимаешь, – объясняла она, – ему ведь тридцать три года исполняется! Возраст Христа! Тут нужен подарок, который запомнился бы на всю жизнь. Кстати, ты, случайно, не знаешь, что в свое время дарили Иисусу?..

Я случайно знала:

– Волхвы подарили ладан, смирну и золото. А некая женщина – фунт чистого нардового масла. Что в переводе на современные деньги составляет примерно 15 тыс. долларов.

Катька задумалась.

– Знаешь, Толяша, конечно, хороший человек. Но не бог.

Короче, время шло, оригинального подарка не было, и Катька уже вовсю приценивалась к галстукам. Но тут на горизонте появилась соседка Вера:

– Какие галстуки? Вы что, девки, с ума сошли? Все цивилизованные люди используют для этих целей наружную рекламу.

– Как это? – удивилась Катька.

Соседка снисходительно улыбнулась ее серости и пояснила:

– Представь себе: просыпается твой Толик утром, подходит к окошку, а на улице – огромный щит с надписью «С днем рождения, любимый!».

У Катьки отвисла челюсть – вот оно! Именно то, что нужно! Лучше и не придумаешь. Она представила ошарашенного, счастливого Толика и бросилась к телефону – обзванивать рекламные агентства.

Оказалось, что изготовление одного плаката стоит много-много долларов. Его размещение – еще больше. А заказ лучше делать месяца за три до торжественной даты, потому что клиентов в городе гораздо больше, чем свободных щитов.

Мечта о сногсшибательном подарке рушилась на глазах. Катька напрочь выпадала из общества цивилизованных людей.

– Не бери в голову, – сказала я. – Лучший подарок тот, который сделан своими руками...

– Мне что, смастерить ему домик из палочек от мороженого? – вздохнула Катерина. – Или нарисовать акварелью солнышко?

– Ну зачем же, – решила не сдаваться я. – Можно сделать наружную рекламу. Только своими силами...

Катька продолжала рыдать. Но уже не так громко. Прислушивалась.

– ...купить ленточек. Или воздушных шариков, развесить их на дереве перед его окнами, написать какой-нибудь транспарант про любовь. Получится не хуже, чем у профессионального агентства.

– Точно! – вдруг обрадовалась подруга. – Все сделаем незаметно, чтобы Толик не догадался, что это мы с тобой сами. Скажу, специальных рабочих наняла.

Я вздохнула. И почему мои советы всегда воспринимаются буквально?..

Накануне дня рождения купили шарики. Двадцать штук. Двадцать наполненных гелием разноцветных оболочек. Весь магазин сбежался смотреть, как мы с Катькой запихивали их в машину. По плану шарики должны были тихо-мирно находиться на заднем сиденье. Но шарикам на наши планы было плевать – они нахально летали по всему салону, тыкались в потолок и норовили выскользнуть в открытые окна.

– Слева, слева заходи, – кричали хором продавцы, грузчики и уборщицы, пока я гонялась за особо шустрыми беглецами.

А уж как мы порезвились после этого – ни в сказке сказать, ни пером описать. Вы когда-нибудь ездили в машине с дикими воздушными шарами? Рекомендую! На поворотах они шарахаются в одну строну. При торможении всей кучей валятся вперед.

– Да уйми ты их! – орала Катька, разгребая от разноцветных монстров лобовое стекло. – Я же ни черта не вижу!

Окружающие не скрывали своего восторга: соседние машины просто обгуделись, а дорожный инспектор и вовсе застыл с разинутым ртом. Оно и понятно – не каждый день видишь автомобиль, доверху забитый шариками. Да еще с двумя растрепанными леди в придачу.

На дело пошли ночью. Точнее, утром. Завели будильник на два часа, но проснулись почему-то в половине пятого.

– Кать, может, в другой раз?..

– Ты что! Другой раз будет только в следующем году! Подъем!

Я на дерево отказалась лезть категорически.

– Твой жених, – говорю, – ты и лезь.

– А идея? – заволновалась Катька. – Идея-то твоя была.

– Ну-ну. Время купить галстук еще есть...

Наверху Катьке стало страшно. Сначала она, чтобы подбодрить себя, напевала «Подари мне лунный ка-а-амень, талисман твоей любви-и-и». Затем обхватила ствол и начала покрикивать, задумчиво глядя вдаль:

– Снимите меня!.. Снимите...

К кому она обращалась – неизвестно. Из зрителей были только мы с шарами. Я даже оглянулась на всякий случай – больше никого. Через полчаса, правда, на втором этаже открылось окно и какая-то знающая бабулька посоветовала:

– Вызывайте МЧС.

– Не МЧС, а службу спасения, – строго поправила Катька и продолжила: – Снимите...

– Ну всё, – не выдержала я, – иду за Толиком.

– Нет! Только не это!.. Снимите...

Толик долго не открывал. Потом долго хлопал глазами. Еще дольше чесал в голове. Наконец выдал:

– Который час?..

– Слушай, – сказала я, – под твоими окнами на дереве сидит девушка. И ее надо как-то снять. Ферштейн?

Толик отодвинул штору.

– Хай! – лучезарно улыбнулась Катюша и помахала рукой.

Гаражный сторож помог донести лестницу. Спускаясь, Катька заехала каблуком Толику в нос.

– С днем рождения, милый!

Толик задрал голову, чтобы кровь не капала на рубашку. Выглядел он при этом совершенно счастливым:

– Ты это сделала ради меня? Это дерево, эти шары... Ради меня?.. Катенька... Любимая...

– Лед к затылку приложите, – крикнула бабушка со второго.

– …лучший подарок в моей жизни! Идем, я сварю тебе кофе. Котенок мой...

Я вздохнула и посмотрела на шарики:

– Эй, а с этими что делать?

Влюбленные не ответили – спешили к своему кофе. Страдающая бессонницей бабушка закрыла окно. Представлений больше не ожидалось.

– Ты это... – обернулся вдруг ко мне Толик. – Не забыла про ресторан-то?.. Подъезжай часам к семи... Гости как раз подтянутся.

– Да помню я, помню...

О таком празднике разве забудешь!.. У меня даже подарок готов – документы на участок лунной поверхности. Размер – 177,7 акра. Цена – 99 у.е. Так что если Толик с Катькой вздумают построить на Луне дом – законное место уже имеется... В конце концов, даже дурацкий презент по-своему приятен, если он от хорошего человека.

– До вечера, – крикнула я хлопнувшей подъездной двери.

Город просыпался. Люди спешили на работу. Хмурые дворники скребли тротуары. Возле магазина разгружали хлеб. А я шла домой, держа в руках двадцать разноцветных шариков, и весь мир был у моих ног. Прохожие улыбались, собаки лаяли, а знакомый гаишник радостно махал рукой...

Дарите. Дарите людям подарки – станете счастливее!

Взгляд