Выпуск N2
30 июня 2000 г.

Вечер добрый, господа!

Этим вечером к вам пришли Александр Воцвешакин (дизайнер, фотограф и журналист по совместительству) и я, журналист(ка) Ольга Надпорожская. После нашей первой встречи мы получили много откликов. В основном вы нас хвалили... И мы ликовали! Но и "наехали" вы на нас тоже сильно. Обиделись за свою любимую фантастику, которую мы опрометчиво на Левую полку поставили. Переживали за Стругацкого и Лема, и даже за Экзюпери, Булгакова и Эко. Уверяю вас, никогда бы не поставили мы книги этих авторов налево. Мы думали, на Левой полке у нас будут пылиться Маринина да... как их зовут-то всех?.. Но, видя ваш гнев и неподдельную страсть к настоящей Литературе, мы решили уничтожить Левую полку. Да ну ее!.. Если речь у нас зайдет о высококлассной фантастике или, например, о Конан Дойле, для них всегда найдется почетное место.

Большое спасибо вам и за ласковые, и за гневные письма. Мы их так полюбили, что решили посвятить им отдельную рассылку. Ждите ее - и она придет. Только очень ждите...

Сегодня в наших сумках лежат только книги о Петербурге. Не можем же мы хотя бы раз не пропеть хвалебную песнь родному городу! Даже если вы сами петербуржцы, эти книги помогут вам увидеть привычный город по- другому - глазами лучших русских поэтов, фотохудожника-постмодерниста и Сфинкса с Университетской набережной.

Итак, чашки в сторону!

Верхняя полка

Петербург, Петроград, Ленинград в стихах русских поэтов. Антология. СПб: Лимбус Пресс, 1999

Это первая антология постсоветских времен, посвященная Петербургу и очищенная от идеологического мусора. Вместе с этой книгой на вашей Верхней полке окажутся не только Кантемир, Ломоносов, Державин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Ахматова и т.д., т.д., т.д. ... Пользуясь случаем, туда проберутся наши куда менее известные современники: Олег Охапкин, Михаил Еремин, Нонна Слепакова, Олег Григорьев, чьим трагическим стихотворением "На смерть стрижа" завершается толстый сборник. Вы не знаете этих имен?! Вот и узнаете. Притворитесь, что купили антологию для дочки-старшеклассницы, которой скоро в институт поступать. (Кстати, не исключено, что в преддверии трехсотлетия Петербурга на вступительных сочинениях будут темы, посвященные нашему городу). И займитесь самообразованием...

О. Надпорожская

Art-полка

Быль и миф Невы. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 1999

Альбом включает в себя "Медного всадника" А.С. Пушкина и отрывки из фотоэпопеи "Город-текст" А.С. Чежина. Но фотографии Чежина вполне самодостаточны, их можно "прочитать" и независимо от поэмы Пушкина.

Зрителю предлагается совершенно новый способ прочтения парадно- хрестоматийных мест Питера. Петербург Андрея Чежина - это "Город- призма", в котором атланты эрмитажного портика тают, обретая текучесть, виртуальность. Это эклектичный "Город-миф", засыпанный песками, приютивший у себя чужих сфинксов. Иногда это теплый, маленький, карманный "Город на ощупь", где Медный всадник не скачет, а взлетает ввысь по оттопыренным пальцам вскинутой вверх руки, как трогательная божья коровка с детской ладошки. Однако в этом городе- "Сне" далеко не все сны спокойны - бывают и кошмары, вроде шемякинского чудища в Петропавловке, которое вместе с фальконетовским "Медным всадником" захлебнется ледяной водой "Невской купели".

Но "утопить" "мощного властелина судьбы", "чудотворного строителя" Петербурга невозможно - и медный "звонко-скачущий конь" у Андрея Чежина превращается в целый "Табун", что по-прежнему "с тяжелым топотом" скачет по площадям и набережным мифологического Петербурга...

А. Воцвешакин

Детский шкафчик

Е.А.Валова-Шамшурина. Прогулки со Сфинксом. Эрмитаж. СПб.: Лимбус Пресс, 1996

Несколько тысяч лет назад, до того, как стать каменным и поселиться в Египте, Сфинкс жил (а тогда еще ЖИЛА) недалеко от Фив. Всем прохожим чудовище задавало загадку и убивало тех, кто не мог ее разгадать. Прошли века... С возрастом Сфинкс стал гораздо миролюбивее, и однажды решил сам ответить на вопросы петербургской девочки. Встретившись возле Академии художеств, каменный Сфинкс и девочка отправились в Египет, благо до него рукой подать - всего лишь через Дворцовый мост перейти...

Сфинкс оказался умелым и нескучным экскурсоводом и познакомил свою подружку не только с египетской коллекцией Эрмитажа. Он провел ее по многим залам музея, рассказывая о событиях, очевидцем которых был сам.

Думаю, не только вашим детям, но и вам самим будет интересно стать спутниками Сфинкса в его прогулках по Эрмитажу. Ведь этот дворец бесконечен, и неисчерпаемы истории, пережитые его древними обитателями.

О.Надпорожская

Если вас клонит ко сну, но вы еще в силах сопротивляться, расскажите нам о лучшей, на ваш взгляд, книге о Петербурге. И встречались ли вам книги, которые трактуют Петербург не "хрестоматийно"? Мы сразу же бросимся их читать, а потом писать, писать, писать о них ...

Добрых и теплых снов вам! До встречи!

О.Н.