Выпуск N3
4 июля 2000 г.

Вечер добрый, читатели наши!

После того, как мы договорились по поводу фантастики и ее места на наших полках, я рискнула прийти к вам одна - чтобы поблагодарить вас за умные письма. Это так приятно - после первой же рассылки получить целую пачку посланий... Пусть даже это виртуальная пачка.

Жаль, что я не могу подержать ваши письма в руках, увидеть неповторимый почерк каждого и, может быть, рисунки на полях. Письма приятно трогать... Как и книги. Кстати, о книгах!

Если помните, во время нашей первой встречи мы попросили вас рассказать о книгах, которые любите вы. Многие из вас действительно прислали нам названия своих любимых произведений. А кто-то - даже маленькие рецензии. У нас получился небольшой список авторов и книг, о которых вы советуете нам написать. Или хотя бы просто прочитать. Это:

- Берроуз;
- Булгаков. Белая гвардия;
- Булгаков. Мастер и Маргарита
(упоминался неоднократно);
- Воннегут. Порождение тьмы ночной;
- Дюма. Три мушкетера
(упоминался дважды);
- Каверин. Открытая книга;
- Каверин. Перед зеркалом;
- Канович. Свечи на ветру;
- Каргалов. Русский щит;
- Линдгрен. На острове Сальткрока;
- Львов. Двор;
- Моэм. Луна и грош;
- Осеева. Динка;
- Паустовский. Повесть о жизни;
- Сароян. Приключения Весли Джексона;
- Стейнбек. Зима тревоги нашей;
- Уэлш;
- Фейхтвангер. Гойя;
- Цвейг. Нетерпение сердца;
- Экзюпери. Маленький принц
(любовь моя).

Нас удивляет и огорчает то, что в вашем "списке для чтения" нет ни одного произведения русских классиков. Нам кажется, что они должны занимать значительную часть Верхней полки. Поэтому хотим попросить каждого из вас прислать нам названия произведений классической русской литературы, которые должны быть в нашей с вами общей библиотеке. Попробуйте отвлечься от стереотипов, подаренных вам школой, и решите: какие из этих произведений важны и близки лично вам?

Да, хочу еще оговориться: наши "комментарии" к классическим произведениям - скорее просто напоминания о них. Чтобы написать глубокую и к тому же столь сжатую рецензию, скажем, на романы Достоевского, нужно потрудиться не один месяц. Да еще и решить сначала: а имеешь ли ты на это право? Наш подписчик Александр Швецов считает, что о книгах Достоевского все уже сказано. Ну, во-первых, не все. А во-вторых - или мало сказано, или плохо (в чем сомневаюсь), или кто-то вообще не слышал этих "сказаний". Если бы все всё слышали и все всё поняли, весь мир, не отрываясь, читал бы Достоевского... Но ведь это совсем не так: наш читатель (и писем писатель) Дмитрий Кондаков жалуется, что шестьдесят процентов его знакомых вообще не прикасаются к классике.

В библиотеке читательницы Светы Мордкович поэзия стоит на отдельной полке. Советует Света и нам сделать то же самое. Но мне кажется, стихи не обидятся, если мы будем ставить их на Верхнюю и Современную полки или в Детский шкафчик. По-моему, никакой дисгармонии в таком соседстве нет: ведь хорошие книги - сестры друг другу.

Десять лет назад Света Мордкович уехала за границу и постаралась не брать с собой "случайных" книг. По словам Светы, критерии у нее тогда были "не совсем разумные", и теперь она пытается создать библиотеку по тому же принципу, что и мы.

Приятно было читать слова бывшей студентки филфака Набережных Челнов, а ныне жительницы Израиля Яны: "Русская классика иногда просто спасает, как из болота вытягивает тебя из повседневной грязи...". Я согласна с Вами, далекая Яна! Не только вытягивает, но и приподнимает над ней, дает возможность, пусть не без труда, но взлететь...

В самом начале мы выдвинули три критерия, по которым будем отбирать книги для нашей библиотеки: духовность, интеллектуальность, художественность. Под духовностью мы подразумеваем нечто большее, чем способность книги вызывать сильные душевные переживания. Думаю, многочисленные "love stories" - весьма душевные, но отнюдь не духовные произведения. (Мне, правда, никогда не приходилось отдаваться чтению таких романов. Но одно время я смотрела "Санта- Барбару" и думаю, что это из той же серии.) Дух - это важнейшая составляющая души, это то, что поднимает нас (или пытается поднять) вверх, к Богу. И - заранее прошу прощения у почитателей современной литературы (и я, и я почитываю ее!) - в большинстве своем классическая литература более духовна.

Думаю, слово интеллектуальность пояснять не надо. Разумеется, мы не имеем в виду чрезмерные умствования, которые превращают художественное произведение в литературный трактат. Но предполагаем, что в книге, помимо сюжета должна присутствовать некая идея.

Художественность... тут уже приходиться говорить о вкусах. Есть два пути: обратиться к вкусам людей авторитетных (например, уважаемого В.Г. Белинского) или довериться собственному чувству прекрасного. С вашего позволения, мы будем ходить обоими путями.

Некоторые книги к тому же ценны не только как умное, полезное, вдохновляющее и пр. чтение, но и как некая культурная основа. Например, мифы Древней Греции. Без них шагу не ступить ни в античной литературе, ни в литературе классицизма, ни в Эрмитаже. Или Гоголь. Ну вышли мы все из "Шинели", и все тут! А Пушкин так вообще - "наше все"... Не прочитав этих произведений, невозможно воспринимать современную литературу, которая, как известно, почти вся состоит из скрытых цитат. Я еще раз говорю СПАСИБО (видите, какое оно большое) всем вам и замираю в ожидании новых писем... (Если честно, это значит, что я ложусь спать.) Надеюсь, русские классики будут довольны теми почетными местами, которые они займут в нашем новом списке.

Всего вам доброго! До встречи!
С уважением,
Ольга Надпорожская