Кто он, человек, которому мы делаем подарок? Не зная этого, трудно подобрать подарок, который произведет действительно глубокое впечатление. Но как ответить на этот простой вопрос: "Кто он?". Иногда это трудно, даже если мы знаем человека много лет и ежедневно с ним встречаемся.

Тайны человеческой души скрыты от посторонних взоров. На поверхности - поверхностное, внешнее, иногда нарочито показное. Но в жизни, в природе, в человеке все взаимосвязано. Поэтому даже по мелким деталям поведения или внешности иногда можно очень полно и точно восстановить картину его внутреннего мира. Например, по тому, как человек перекрещивает пальцы, соединяя ладони. Такого рода тестов известно довольно много.

Вот еще одна попытка "распознать" человека - классификация "соматопсихологических человеческих типов" Ганзена-Толкачева, разработанная на базе концепции З.Фрейда.

По классификации Ганзена-Толкачева различают восемь типов характера (у Фрейда семь).

Зрительный тип - наделен высокой цветовой чувствительностью, интеллектуал, имеет художественное видение мира и высокую "фантазийность". Большое значение придает дизайну, престижности, имиджу подарка. Важным фактором является упаковка. Цена имеет второстепенное значение.

Звуковой тип - наделен высокой чувствительностью слуха. Ему присуща музыкальная одаренность; очень тяжело и сложно адаптируется в обществе; пассивен. Высока потребность в благоприятном звуковом климате. Относительно безразличен к цене и упаковке товара.

Оральный тип - высокая чувствительность в области слизистой рта, вкусовая одаренность; вербальное мышление. Эти люди общительны и являются, как правило, специалистами в ораторском искусстве. Подарок должен стать поводом для общения. Рассказ о том, как подарок изобретали, искали, покупали, мастерили доставит не меньшее удовольствие, чем сам подарок.

Обонятельный тип - высокая обонятельная чувствительность, мышление тонкое, интуитивное. Как правило, замкнут, скрытен, недоверчив (из-за множества раздражающих запахов). Качество товара не играет значительную роль. Будет рад, что покупку не пришлось делать самому.

Мышечный тип - испытывает острую положительную эмоциональность при длительной, равномерной или сверхтяжелой мышечной нагрузке. Это человек устойчивых консервативных убеждений. Большое значение уделяет теплу, комфорту. При покупках ориентируется в основном на "грубые однородные" товары, имеющие как правило низкие цены. При этом большое значение придает количеству товара (чем больше, тем лучше). Упаковка и внешний вид имеют второстепенное значение. На формирование отдельных мотивов влияет авторитет. При покупках важными являются также привычки и традиции. В основном предпочитает отечественные товары.

Кожный тип - имеет высокую чувствительность кожного покрова. Эти люди дисциплинированы, стремятся к владению имуществом и территорией; консервативны, рациональны и расчетливы. Для них характерна высокая биоритмическая организация (военные). Имиджу товара, его упаковке, внешнему виду придают небольшое значение.

Хронопаст - хладнокровен, спокоен, аккуратен, доводит любое дело до конца, пунктуален. Отрицательно относится к новым товарам, так как высоко недоверие к ним. Как правило, имеет много потребительских привычек. Сохраняет верность однажды выбранной марке.

Хронофутур - характеризуется активными биологическими процессами, в связи с чем имеет повышенную тягу к воде; отличается честолюбием, тщеславием, гордостью, жаждой власти; решения принимают мгновенно. Эти люди профессиональные "зачинатели", изобретатели. Однако не способны доводить дело до конца; принципиально неаккуратны. Все, что является новым, нетрадиционным, неординарным, "выделяющим", независимо от цены, будет являться для данного типа характера хорошим подарком.

Этот текст подготовлен как переложение на подарочную тематику статьи А.В.Дулькина "Психология потребительской мотивации". Взаимосвязь поведения человека при самостоятельной покупке чего либо и его реакции при получении подарка представляется достаточно очевидной.

В.С.