Выпуск N10
30 августа 2000 г.
Добрый вечер, читатели наши!
Сегодня перед сном мы хотим почитать вам сказки... Любите ли вы сказки? Любите ли вы сказки так, как любили и любят их многие писатели? Некоторые из них даже пишут свои серьезные и абсолютно взрослые произведения по мотивам сказок, включают в них знакомые всем с детства персонажи. А счастливый сказочный конец делает Истину еще более очевидной для читателей.
Сегодня мы принесли вам именно такие книги.
Верхняя полка
Генрик Ибсен. Пер Гюнт
Многие герои этой философской драмы родом из норвежского фольклора: Доврский дед, женщина в зеленом, тролли, лешие, кобольды, домовые... Но Пер Гюнт из сказочного персонажа превращается в современного (и Ибсену, и нам) "героя", человека компромисса, стремящегося приспособиться к этому миру во что бы то ни стало.
Девиз Пера Гюнта - "быть самим собой". Но лишь в старости, на пороге смерти, Пер узнает истинный смысл этих слов: отречение от своего "я" и служение предназначенной свыше цели. Лелея свою самость и считая себя непризнанным королем, Пер Гюнт жил как довольный самим собой тролль. И в очередной раз оказывается, что душу можно спасти только верой, надеждой и любовью - тем, чем живет вечная невеста Сольвейг...
О. Надпорожская
Современная полка
Л. С. Петрушевская. Настоящие сказки. М.: Вагриус, 1997
Сюжеты сказок разворачиваются в XX веке, в государствах, поразительно напоминающих современную Россию. Поэтому многие герои нам хорошо знакомы: нищие пенсионерки, бездомные художники, одинокие женщины, ведущие телевизионных шоу и куклы Барби... Творчество Людмилы Петрушевской можно отнести к постмодернизму. А для постмодернистов и текст, и реальность - игра, в которой понятия "добро" и "зло" - простая условность. Порой Петрушевская касается запретных тем, слишком далеко заходит в своей иронии и не жалеет черной краски. И все же над ее сказками хочется не только плакать, но и смеяться. А сами сказки, которые по закону жанра должны заканчиваться счастливо, утверждают: добро бессмертно.
О. Надпорожская
Детский шкафчик
Е. Л. Шварц. Золушка. Дракон. Тень. Голый король. Обыкновенное чудо
Шварц обрабатывал известные сказочные сюжеты для театра и кино. Делал он это на редкость остроумно и по-доброму. Но на всех его интерпретациях лежит неизгладимый отпечаток ХХ века. Советский драматург пишет о людях, которые не умеют быть свободными и не хотят учиться. Шварц рассказывает о добрых людях, но страх часто толкает его героев на предательство, они не находят сил оставаться честными и делаются циничными. Наивные и добрые пасуют перед жестокими и жадными. Ведь именно так бывает в жизни...
А что можно ли с этим поделать? Повторить подвиг Ланселота? Или, как Доктор из "Тени", пожать плечами, на все махнуть рукой и остаться сторонним наблюдателем? Шварц смеется. Он делает зло смешным, и, читая детям Шварца, мы смеемся вместе с ним. Министр-администратор захватывает власть, мачеха Золушки строит свою жизнь на связях. Они еще опасны, но уже смешны. И это дает надежду: детям - что добро победит и сказка увенчается счастливым концом, нам - что дети, выросшие на пьесах Шварца, будут свободными и смелыми взрослыми.
В. Островной
Добрых и сказочных снов вам. Может быть, вам присниться давно забытая книжка, которую когда-то читала вслух перед сном мама... Может быть, проснувшись завтра, вам захочется переворошить шкаф и найти там потрепанную книжку, разрисованную фломастером. Если такое действительно случится, расскажите об этом нам! И не забудьте указать название книжки...
До встречи через неделю!
С уважением,
Ольга Надпорожская