Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М.: Юрайт, 1998.

Культура Древнего Китая.

Семья

Решение о вступлении в брак принималось родителями, причем инициатива чаще всего принадлежала отцу жениха. Сделав выбор, будущий свекор сам или через посредника обращался к родителям девушки за согласием на ее брак.

Когда выбор был сделан, начиналась подготовка к свадьбе. Прежде всего, полагалось сделать подарки родителям невесты. Соображения престижа требовали, чтобы подарки были обильны и разнообразны. Если глава семейства занимал чиновничью должность, он преподносил тридцать различных предметов, включавших мясо, вино, шелк и пр. Каждый подарок завертывался отдельно и снабжался специальной благожелательной надписью.

Вслед за поднесением подарков родственники жениха осведомлялись об имени невесты: его они до этого могли и не знать. Узнать, как зовут девушку, было немаловажно, потому что по имени с помощью гадания устанавливали, нет ли препятствий к браку. Затем по гороскопу определялась дата свадьбы, после чего семья невесты снова получала подарки.

(Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н.
Древние китайцы в эпоху централизованных империй.)

Средневековая культура мусульманского мира

Нравы

Сложные тонкости существовали в порядке обмена скромными подарками между влюбленными. Посылать лимон, например, считалось неприличным, ибо снаружи он красив, а внутри кислый, и тем самым этот подарок может оказаться роковым знаком. Возлюбленная часто посылает яблоко, "на котором отпечатались следы укуса, подобные клешням скорпиона". Это практиковалось еще в древнем Риме. Или какой-нибудь поэт велит вышить своими стихами кусок драгоценной ткани и дарит его своей любимой певице...

(Мец А. Мусульманский Ренессанс.)

Дридзо А. Люди и обычаи. - М., 1976

Очень интересно проходит обряд сватовства у индейцев-ирокезов. Юноша сообщает о своем решении отцу, тот, в свою очередь, всем родственникам и близким. Общим советом обсуждается выбор юноши и принимается решение.

Получив общее согласие, юноша выбирал себе келувлета - посланца. Тот, захватив нитку вампума (бусы из раковин, каждая нить которых имеет свой смысл), направлялся в дом невесты в сопровождении празднично раскрашенных друзей будущего жениха. Перебирая вампум, келувлет сватал юношу, рассказывая о всех достоинствах жениха. Келувлет уходил, не требуя ответа. Ответ приносил младший брат невесты, за что ему дарили мозговую кость оленя. Если ответ был положительным, юноша посылал своей избранной новую одежду, в которой невеста потом впервые появлялась в доме жениха.