Выпуск N21
20 ноября 2000 г.

Вечер добрый, читатели наши!

Сейчас я попытаюсь рассказать вам о произведениях, говорить о которых не могу. Потому что слишком люблю. Потому что рассказывать о них - все равно что описывать собственное сердце. И я сразу предупреждаю: мои слова ничего не могут выразить, они пусты, они - тень любви моей. Но читайте, читайте же эту книгу...

Верхняя полка

А.П. Чехов. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад

На рубеже 19-20 веков происходит зарождение нового вида драмы. Комедия превращается в трагикомедию. Исчезает и "чистая" трагедия - ведь гамлеты давно перевелись или замкнулись в себе. Единственная борьба, к которой еще способен "герой" новой драмы - борьба за сохранение измученной души. Единственный диалог, в котором он может участвовать - диалог недомолвок и молчания.

Герои пьес Чехова абсолютно не приспособлены к жизни и предпочитают жить иллюзиями. Дядя Ваня мнит себя несостоявшимся Шопенгауэром или Достоевским. Астров сажает деревья и выдумывает прекрасную, но безнадежную теорию: в странах, где много леса, "мягче и нежнее человек; там люди красивы, гибки, легко возбудимы, речь их изящна, движения грациозны. У них процветают науки и искусства, философия их не мрачна, отношения к женщине полны изящества..." Так отчего же рубят вишневые сады?

"В Москву, в Москву!" - твердят три сестры. Стремится в столицу Нина Заречная. Раневская рвется в Париж... Но это - очередная иллюзия, попытка уйти от себя, которая вновь обернется крахом.

Похоже, лишь однажды героиня пьесы Чехова произносит слова истинной надежды. Это - заключительный монолог Сони Серебряковой:

"Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую..."

Чтение пьес Чехова, внимательное и трепетное, способно дать вам больше, чем самый лучший спектакль. Ведь театр - внутри вас. Так наслаждайтесь же им, читая Чехова, как в тишине наслаждается композитор музыкой, глядя на нотный лист.

О. Надпорожская

Не захотели вы рассказать мне, с кем ассоциируются у вас пьесы Чехова. Что поделаешь, пришлось делать выбор самой. И я решила включить в этот выпуск рассказ о книге Александра Володина "Попытка покаяния", за которую писатель в прошлом году получил премию "Северная Пальмира".

Современная полка

А.М. Володин. Попытка покаяния. СПб., 1999 (Володин А. Попытка покаяния. СПб, 1999)

Автор книги словно не понимает - в чем он хочет исповедоваться и перед кем именно. Как грешник, не знающий толком, в чем он повинен, но чувствующий тяжесть содеянного.

Эта книга объединила записки, незавершенные сюжеты, стихи, рассказы и пьесу, написанные известным драматургом 20 столетья. Но почему именно эти произведения сошлись под одной обложкой? Что общего в них? Пьеса "...Но где-то копилось возмездье" - смысловой стержень сборника. В ней - размышление о несовершенстве мира, и в первую очередь - человека, о том, как сложно, почти невозможно жить по законам, по которым выстроена наша жизнь. Не каждый способен на подвиг, но права быть в стороне нет ни у кого.

Это книга человека, который себе в стороне быть не позволяет, не мыслит себя вне жизни - и просит прощения у своего поколения и у детей, за несовершенное и свершившееся. Володин считает, что изменить что-либо он не в силах, и остается ему только "терпеть себя со всеми муками, которыми кара[ет] себя". Это слова человека, который жил, думал, искал и, наконец, понял, что прощение грехов "не дается ни за какие добрые дела", а только в дар.

Записки эти, рисующие мир порой гротескно, но без насмешки, действительно кажутся спонтанной исповедью. Над некоторыми страницами можно улыбаться, над какими-то - плакать, но не верить им нельзя.

В. Островной

Читайте Чехова. Читайте Володина. Пишите нам.

Счастья вам!

С уважением,
Ольга Надпорожская (olga@acapod.ru)

P.S. Как всегда, книги, о которых мы вам рассказали, можно купить в магазине "Biblion", "щелкнув" по их названию.