Академия Подарка > Архивы > Архив рассылки "Что читать?"
"Что читать?" №12/12.09.2000
Выпуск N12
12 сентября 2000 г.
Добрый вечер, дорогие читатели!
С тех пор, как вышел предыдущий выпуск рассылки, среди наших авторов
не прекращается серьезный спор. Касается он романа Умберто Эко "Имя
розы", о котором мы рассказали вам в прошлый раз. Некоторые наши
авторы разделяют чувства многих тысяч почитателей романа (в том
числе, и Юрия Лотмана). Другие считают, что в романе немало страниц,
которые можно назвать неэтичными и оскорбляющими чувства верующих
людей.
Я не сомневаюсь, что среди вас немало сторонников первой точки
зрения, готовых назвать Эко в числе своих любимых писателей. Но,
может быть, есть и те, кому что-то в этом романе кажется
неприемлемым? Просим всех вас принять участие в нашем споре и ждем
ваших писем, посвященных роману "Имя розы".
А сегодня мы хотим рассказать вам о произведениях, тема которых -
ностальгия, о книгах - воспоминаниях. Посвящаем этот выпуск России -
той, какой она была каких-то сорок - пятьдесят - сто лет назад...
Верхняя полка
И. А. Бунин. Жизнь Арсеньева
"Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу
беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии". Этими
словами начинается одно из самых удивительных произведений Бунина -
"Жизнь Арсеньева". Оно охватывает практически все
темы, "состояния", "настроения", "ощущения" творчества писателя,
является одновременно и художественной автобиографией, в которой
многие факты точны до предела, и лирико-философской прозой,
наполненной вымыслом.
Бунин пытается извлечь из глубин своей памяти все воспоминания с
рождения до двадцати лет и задается вопросами: почему что-то
запоминается, а что-то - нет, изменяется ли реальность, становясь
прошлым, возможно ли преодоление "неосуществимости" творчества
(идеального) и любви (тоже идеальной), что вечно ускользающее
пытается уловить и выразить творческая личность...
Автор создает биографию внутренней жизни человека и прослеживает
взаимовлияние мира и души. И образы и чувства, возникающие перед
читателем, действительно "одушевляются" и странным образом "оседают"
в памяти, становясь и его принадлежностью.
А. Лазарева
Современная полка
В. В. Набоков. Другие берега. (Автобиографический роман)
Мне часто кажется, что на самом деле есть два Набоковых: один -
европейский (и при этом такой русский...), творивший под псевдонимом
Владимир Сирин. Другой - изъясняющийся по-английски автор "Лолиты",
постмодернист Nabokov. Первый - страдающий от невыносимой любви к
расстрелянной России, не имеющий сил забыть освещенный солнцем дом,
мшистую скамью, ветку черемухи, "рябину подле клена". Второй -
слишком американец, виртуозно играющий словами. Объединяет же этих
двух писателей роман "Другие берега". Написан он был уже в Америке,
но посвящен все той же единственной любви - любви к Родине, к той
России, которой больше уже нет.
Главной задачей мемуариста Набоков считает "обнаружить и проследить
на протяжении своей жизни развитие тематических узоров". Блуждая с
капризной богиней памяти Мнемозиной по комнатам детства и парку
юности, он обнаруживает мельчайшие нити, из которых, оказывается, и
соткано полотно длиною в жизнь. И каждая такая ниточка бесконечно
дорога читателю, который любит настоящую русскую прозу -
такую, которой, похоже, тоже больше нет...
О. Надпорожская
Art-полка
Вадим Воинов. Мост через Стикс. СПб.: Деан, 1994
Современный питерский художник Вадим Воинов создает из
разнообразных "пожилых" вещей, found-object-ов, оставленных людьми в
брошенных жилищах, некие "функциоколлажи" на темы новейшей истории
России. В ход идут самые разнообразные предметы: этикетка от
монпансье ("из чистого ягодного и фруктового сока") и пачка из-под
папирос "НЭП", тронутые ржавчиной серп и молот, гнутый штопор и
медный профиль Сталина, разбитая скрипка и пара надорванных билетов
на киносеанс…
Жизнь "военной столицы" середины десятых годов показана в
работах "Весенние маневры", "Кресты Первой мировой", "Герб Невы в
солнечный день", которые передают емкие образы некогда устойчивого и
цветущего миропорядка. Внутренний драматизм этой серии в том, что
зритель знает: миропорядок, казавшийся незыблемым, уже обречен.
Воинов ностальгирует по военному блеску советской империи, задается
вопросом о причинах ее краха и исторически профессионально исследует
природу большевизма. Особенно остроумен и точен автор в анализе
механизма сталинского государства, эмоционален в военной теме,
лиричен в "шестидесятнической".
Но главный интерес воиновских работ даже не в авторских выводах и
оценках, а в эффекте присутствия в историческом ландшафте. И это
ощущение присутствия дорогого стоит.
А. Воцвешакин
Еще один вопрос мы хотели бы вам задать: каким, по вашему мнению,
должно быть соотношение фактов и вымысла в различных мемуарах и
автобиографиях? Имеет ли автор воспоминаний право превращать
реальность в художественное произведение или должен быть
скрупулезным летописцем?
Всегда ждем ваших писем. Доброй вам ночи!
С уважением,
Ольга Надпорожская и другие "писатели"
#!ShowTnx();
|