Академия Подарка > Архивы > Архив рассылки "Что читать?"
"Что читать?" №21/20.11.2000
Выпуск N21
20 ноября 2000 г.
Вечер добрый, читатели наши!
Сейчас я попытаюсь рассказать вам о произведениях, говорить о которых
не могу. Потому что слишком люблю. Потому что рассказывать о них -
все равно что описывать собственное сердце. И я сразу предупреждаю:
мои слова ничего не могут выразить, они пусты, они - тень любви моей.
Но читайте, читайте же эту книгу...
Верхняя полка
А.П. Чехов. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад
На рубеже 19-20 веков происходит зарождение нового вида драмы.
Комедия превращается в трагикомедию. Исчезает и "чистая" трагедия -
ведь гамлеты давно перевелись или замкнулись в себе. Единственная
борьба, к которой еще способен "герой" новой драмы - борьба за
сохранение измученной души. Единственный диалог, в котором он может
участвовать - диалог недомолвок и молчания.
Герои пьес Чехова абсолютно не приспособлены к жизни и предпочитают
жить иллюзиями. Дядя Ваня мнит себя несостоявшимся Шопенгауэром или
Достоевским. Астров сажает деревья и выдумывает прекрасную, но
безнадежную теорию: в странах, где много леса, "мягче и нежнее
человек; там люди красивы, гибки, легко возбудимы, речь их изящна,
движения грациозны. У них процветают науки и искусства, философия их
не мрачна, отношения к женщине полны изящества..." Так отчего же
рубят вишневые сады?
"В Москву, в Москву!" - твердят три сестры. Стремится в столицу Нина
Заречная. Раневская рвется в Париж... Но это - очередная иллюзия,
попытка уйти от себя, которая вновь обернется крахом.
Похоже, лишь однажды героиня пьесы Чехова произносит слова истинной
надежды. Это - заключительный монолог Сони Серебряковой:
"Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы
увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии,
которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною,
сладкою, как ласка. Я верую, верую..."
Чтение пьес Чехова, внимательное и трепетное, способно дать вам
больше, чем самый лучший спектакль. Ведь театр - внутри вас. Так
наслаждайтесь же им, читая Чехова, как в тишине наслаждается
композитор музыкой, глядя на нотный лист.
О. Надпорожская
Не захотели вы рассказать мне, с кем ассоциируются у вас пьесы
Чехова. Что поделаешь, пришлось делать выбор самой. И я решила
включить в этот выпуск рассказ о книге Александра Володина "Попытка
покаяния", за которую писатель в прошлом году получил
премию "Северная Пальмира".
Современная полка
А.М. Володин. Попытка покаяния. СПб., 1999 (Володин А. Попытка
покаяния. СПб, 1999)
Автор книги словно не понимает - в чем он хочет исповедоваться и
перед кем именно. Как грешник, не знающий толком, в чем он повинен,
но чувствующий тяжесть содеянного.
Эта книга объединила записки, незавершенные сюжеты, стихи, рассказы и
пьесу, написанные известным драматургом 20 столетья. Но почему именно
эти произведения сошлись под одной обложкой? Что общего в них?
Пьеса "...Но где-то копилось возмездье" - смысловой стержень
сборника. В ней - размышление о несовершенстве мира, и в первую
очередь - человека, о том, как сложно, почти невозможно жить по
законам, по которым выстроена наша жизнь. Не каждый способен на
подвиг, но права быть в стороне нет ни у кого.
Это книга человека, который себе в стороне быть не позволяет, не
мыслит себя вне жизни - и просит прощения у своего поколения и у
детей, за несовершенное и свершившееся. Володин считает, что изменить
что-либо он не в силах, и остается ему только "терпеть себя со всеми
муками, которыми кара[ет] себя". Это слова человека, который жил,
думал, искал и, наконец, понял, что прощение грехов "не дается ни за
какие добрые дела", а только в дар.
Записки эти, рисующие мир порой гротескно, но без насмешки,
действительно кажутся спонтанной исповедью. Над некоторыми страницами
можно улыбаться, над какими-то - плакать, но не верить им нельзя.
В. Островной
Читайте Чехова. Читайте Володина. Пишите нам.
Счастья вам!
С уважением,
Ольга Надпорожская (olga@acapod.ru)
P.S. Как всегда, книги, о которых мы вам рассказали, можно
купить в магазине "Biblion", "щелкнув" по их
названию.
#!ShowTnx();
|