Академия Подарка > Архивы > Архив рассылки "Что читать?"
"Что читать?" №12/12.09.2000
Выпуск N12 
12 сентября 2000 г.
Добрый вечер, дорогие читатели!
 
С тех пор, как вышел предыдущий выпуск рассылки, среди наших авторов 
не прекращается серьезный спор. Касается он романа Умберто Эко "Имя 
розы", о котором мы рассказали вам в прошлый раз. Некоторые наши 
авторы разделяют чувства многих тысяч почитателей романа (в том 
числе, и Юрия Лотмана). Другие считают, что в  романе немало страниц, 
которые можно назвать неэтичными и оскорбляющими чувства верующих 
людей.
 
Я не сомневаюсь, что среди вас немало сторонников первой точки 
зрения, готовых назвать Эко в числе своих любимых писателей. Но, 
может быть, есть и те, кому что-то в этом романе кажется 
неприемлемым? Просим всех вас принять участие в нашем споре и ждем 
ваших писем, посвященных роману "Имя розы".
 
А сегодня мы хотим рассказать вам о произведениях, тема которых - 
ностальгия, о книгах - воспоминаниях. Посвящаем этот выпуск России - 
той, какой она была каких-то сорок - пятьдесят - сто лет назад... 
 
Верхняя полка
 
И. А. Бунин. Жизнь Арсеньева
 
"Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу 
беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии". Этими 
словами начинается одно из самых удивительных произведений Бунина -
 "Жизнь Арсеньева". Оно охватывает практически все 
темы, "состояния", "настроения", "ощущения" творчества писателя, 
является одновременно и художественной автобиографией, в которой 
многие факты точны до предела, и лирико-философской прозой, 
наполненной вымыслом. 
 
Бунин пытается извлечь из  глубин своей памяти все  воспоминания с 
рождения до двадцати лет и задается вопросами: почему что-то 
запоминается, а что-то - нет, изменяется ли реальность, становясь 
прошлым, возможно ли преодоление "неосуществимости" творчества 
(идеального) и любви (тоже идеальной), что вечно ускользающее 
пытается уловить и выразить творческая личность... 
 
Автор создает биографию внутренней жизни человека  и прослеживает 
взаимовлияние мира и души. И образы и чувства, возникающие перед 
читателем, действительно "одушевляются" и странным образом "оседают" 
в памяти, становясь и его принадлежностью.
 
 А. Лазарева  
Современная полка
 
В. В. Набоков. Другие берега. (Автобиографический роман)
 
Мне часто кажется, что на самом деле есть два Набоковых: один - 
европейский (и при этом такой русский...), творивший под псевдонимом 
Владимир Сирин.  Другой - изъясняющийся по-английски автор "Лолиты", 
постмодернист Nabokov. Первый - страдающий от невыносимой любви к 
расстрелянной России, не имеющий сил забыть освещенный солнцем дом, 
мшистую скамью, ветку черемухи, "рябину подле  клена". Второй - 
слишком американец, виртуозно играющий словами. Объединяет  же этих 
двух писателей роман "Другие берега". Написан он был уже в Америке, 
но посвящен все той же единственной любви - любви к Родине, к той 
России, которой больше уже нет.
Главной задачей мемуариста Набоков считает "обнаружить и проследить 
на протяжении своей жизни развитие тематических узоров". Блуждая с 
капризной богиней памяти  Мнемозиной по комнатам детства и парку 
юности, он обнаруживает мельчайшие нити, из которых, оказывается, и 
соткано полотно длиною в жизнь. И каждая такая ниточка бесконечно 
дорога читателю, который любит настоящую русскую прозу -
 такую, которой, похоже, тоже больше нет...
 
 О. Надпорожская  
Art-полка
 
Вадим Воинов. Мост через Стикс. СПб.: Деан, 1994
 
Современный питерский художник Вадим Воинов создает из 
разнообразных "пожилых" вещей, found-object-ов, оставленных людьми в 
брошенных жилищах, некие "функциоколлажи" на темы новейшей истории 
России. В ход идут самые разнообразные предметы: этикетка от 
монпансье ("из чистого ягодного и фруктового сока") и пачка из-под 
папирос "НЭП", тронутые ржавчиной серп и молот, гнутый штопор и 
медный профиль Сталина, разбитая скрипка и пара надорванных билетов 
на киносеанс…
 
Жизнь "военной столицы" середины десятых годов показана в 
работах "Весенние маневры", "Кресты Первой мировой", "Герб Невы в 
солнечный день", которые передают емкие образы некогда устойчивого и 
цветущего миропорядка. Внутренний драматизм этой серии в том, что 
зритель знает: миропорядок, казавшийся незыблемым, уже обречен.
 
Воинов ностальгирует по военному блеску советской империи, задается 
вопросом о причинах ее краха и исторически профессионально исследует 
природу большевизма. Особенно остроумен и точен автор в анализе 
механизма сталинского государства, эмоционален в военной теме, 
лиричен в "шестидесятнической". 
 
Но главный интерес воиновских работ даже не в авторских выводах и 
оценках, а  в эффекте присутствия в историческом ландшафте. И это 
ощущение  присутствия дорогого стоит.
 
 А. Воцвешакин 
Еще один вопрос мы хотели бы вам задать: каким, по вашему мнению, 
должно быть соотношение фактов и вымысла в различных мемуарах и  
автобиографиях? Имеет ли автор воспоминаний право превращать 
реальность в художественное произведение или должен быть 
скрупулезным летописцем? 
 
Всегда ждем ваших писем. Доброй вам ночи!
 
С уважением, 
Ольга Надпорожская и другие "писатели"
 
 
#!ShowTnx();
 
 
 
 |