Академия Подарка > Архивы > Архив рассылки "Что читать?"
"Что читать?" №15/09.10.2000
Выпуск N15
9 октября 2000 г.
Здравствуйте, уважаемые собеседники!
Как мы и обещали, эта рассылка посвящена критике критики критики. А
точнее - нашей с вами беседе о романе Булгакова "Мастер и Маргарита".
Один из поклонников романа посоветовал нам: "ТАК И МОЛЧАЛИ БЫ ДАЛЬШЕ,
ЕСЛИ НЕ ЛЮБИТЕ!" Мы же, напротив, призываем всех вас включиться в наш
разговор - независимо от того, ругать вы собираетесь нас или
поддерживать. Свои мысли о романе вы можете высказать, написав
авторам нашей рассылки или посетив форум, открытый на сайте "Академия Подарка"
Как вы помните, недавно мы посвятили очередную рассылку "Мастеру и
Маргарите" и попытались взглянуть на этот роман с точки зрения
христианства. Это вполне логично - ведь мы живем в стране, где
большинство считает себя христианами (правда, многие оставляют за
собой право трактовать это понятие по-своему). Мы всего лишь
напомнили вам, христиане, что главный герой романа, ставший любимым
литературным персонажем нескольких поколений школьников и не-
школьников - Сатана.
Несмотря на наши многочисленные оговорки, нас обвинили в том, что мы
пытаемся умалить художественные достоинства романа. Кто-то даже
заподозрил нас в том, что мы вынашиваем замысел предать "Мастера"
огню. Вовсе нет - мы действительно с уважением относимся к таланту
Булгакова, да и можно ли не восхищаться, например, этими
незабываемыми строками: "Тьма, пришедшая со Средиземного моря,
накрыла ненавидимый прокуратором город…" Я в былые годы сама
засушивала лепестки роз в потрепанном томе Булгакова и считала
Воланда своим любимым литературным героем. А наша собеседница Ольга,
прочитав роман в седьмом классе, увлеченно принялась играть с
подругами "в ведьмочек". Потом она стала профессиональным филологом и
верующим человеком. "Но от своих привязанностей так просто не
откажешься. Умом я понимала и видела этот второй роман, но сердцем
все равно довольно трепетно относилась к первому".
Но неужели мы ценим книги только за то, что у автора прекрасный слог
и он виртуозно владеет художественными приемами? Помните, что в
Настоящем литературном произведении (а "Мастер и Маргарита",
безусловно, является именно таким) всегда есть идея. Образная,
обобщающая мысль писателя, которая проявляется в выборе, осмыслении
и оценке характеров. Именно на идею романа мы и попытались обратить
ваше внимание.
Читатель Виктор написал нам: "Не вам и не вашим магистрам судить об
истинной ценности этой книги. За вас все рассудила история. А спорить
с ней неуместно и глупо". О приговоре истории Виктор судит по
рейтингам электронных библиотек и данным польского "Radio Polonia".
Но "суд истории" - вещь относительная и не всегда справедливая.
Приведу лишь один пример - из области литературы. Это статистика,
составленная на основе читательских формуляров библиотеки при Невском
обществе устройства народных развлечений на рубеже XIX-XX веков. За
несколько лет поступило менее 10 требований на произведения Шекспира,
чуть больше - на произведения Чехова, 56 человек выписали Лермонтова.
Для сравнения: романы Вальтера Скотта прочитали 219 человек, Жюля
Верна - 381, Майна Рида - 399. Произведения Н. В. Кукольника, С. Я.
Надсона и В. А. Крылова оценивались современниками не менее высоко,
чем творения Пушкина, Гоголя, Чехова и Толстого.
Думаю, Виктор, нас действительно рассудят, но не здесь и не сейчас.
И не только история.
Если помните, в рассылку, посвященную Булгакову, мы включили
размышления о романе нашей читательницы Аллы. Наверное, теперь Алле
не приходится скучать: мы переслали ей письма, авторы которых во
многом с ней не согласны. Зато некоторые (и я в первую очередь)
оценили совет Аллы поместить на обложке романа предупреждение
наподобие "Минздрав предупреждает..." Правда, другая участница
разговора справедливо заметила, что подобное предупреждение вызовет у
читателей (особенно у юных) еще больший интерес.
Читательница Ольга предлагает более конкретную формулировку: "Перед
употреблением прочитать Евангелие". И уточняет: "…в принципе роман
для избранных или - скажу по-другому - для подготовленных читателей.
Не поймите меня неправильно, но если начать читать древнеяпонскую
литературу, или скандинавские саги, или древнерусские жития без
предварительного изучения (хотя бы минимального) той культуры и
культурного контекста, очень мало увидится в тексте из того, что там
реально есть. Поэтому "Мастера и Маргариту" хорошо читать не ДО, а
ПОСЛЕ Евангелия… Тогда уже не будет казаться, что апостол и
евангелист Матфей "все неправильно записывает", а будет понятно, что
роман Булгакова - это не Евангелие…"
Не забывайте, что читатели шестидесятых-семидесятых (именно в это
время роман Булгакова был культовым) часто получали сведения о
Евангельских событиях исключительно из сочинения мастера о Понтии
Пилате.
С некоторыми читателями у нашего автора Давыдюка завязался разговор
не о литературе уже, а о богословии. Лично я на вопросы такого рода
отвечать не дерзаю. Но если перевести спор о добре и зле, между
которыми якобы нет четкой границы, в область литературы, то придется
говорить о постмодернизме. Если вас, уважаемые читатели, интересует
эта тема, можем посвятить ей отдельную рассылку.
Признаюсь: читать ваши отзывы - не всегда безболезненное занятие.
Многое в ваших письмах огорчало меня и ставило в тупик. Все тот же
Давыдюк сумел сформулировать причину двух противоположных видений
романа Булгакова: его читатели - словно два оркестра, пытающиеся в
разных тональностях сыграть одну тему. И пока у них будут разные
дирижеры, им не суждено достигнуть гармонии.
Вот и все, дорогие читатели, что мы хотели сказать вам сегодня. Ждем
от вас критики критики критики критики - независимо от того, в каком
оркестре играете вы. Пишите нам и заходите на форум.
Спокойной вам ночи!
С уважением,
Ольга Надпорожская и другие
#!ShowTnx();
|