Академия Подарка > Архивы > Архив рассылки "Что читать?"
"Что читать?" №18/31.10.2000
Выпуск N18
31 октября 2000 г.
Вечер добрый, дорогие читатели!
Доводилось ли вам когда-нибудь играть в ассоциации? Попробую в двух
словах объяснить правила. Играющие "задумывают" какого-нибудь
знакомого человека. Ведущий должен угадать, о ком идет речь, задавая
вопросы такого рода: "Какой это цвет?", "Какое животное?", "Какая
геометрическая фигура?", "Какой писатель?". Отвечать нужно то, что
первое придет в голову.
Если бы мы с вами задумали Иосифа Бродского, и ведущий задал мне
вопрос: "Какой это город?", я бы ответила: "Ленинград". (Не слишком
оригинальная, но первая мысль.) А если бы меня спросили: "Какой это
поэт?", я сказала бы: "Баратынский". И это действительно моя
единственная ассоциация. Роднит Баратынского и Бродского, на мой
взгляд, то, что оба словно преждевременно состарились. В самых ранних
стихах этих поэтов чувствуется страшная усталость того, кто смолоду
не был молод...
Бродский, Баратынский, Ленинград - о них и рассылка.
Верхняя полка
Е.А. Баратынский. Стихотворения
...И, если уж мы говорим о Баратынском, то я бы сказал, что лучшее
стихотворение русской поэзии - это "Запустение". В "Запустении" все
гениально: поэтика, синтаксис, восприятие мира. Дикция совершенно
невероятная. В конце, где Баратынский говорит о своем отце: "Давно
кругом меня о нем умолкнул слух, Прияла прах его далекая могила. Мне
память образа его не сохранила..." Это очень точно, да? "Но здесь еще
живет..." И вдруг - это потрясающее прилагательное: "...его доступный
дух". И Баратынский продолжает: "Здесь, друг мечтанья и природы, Я
познаю его вполне..." Это Баратынский об отце... "Он вдохновением
волнуется во мне, Он славить мне велит леса, долины, воды..." И
слушайте дальше, какая потрясающая дикция: "Он убедительно пророчит
мне страну, Где я наследую несрочную весну, Где разрушения следов я
не примечу, Где в сладостной тени невянущих дубров, У нескудеющих
ручьев..." Какая потрясающая трезвость по поводу того света! "Я тень,
священную мне, встречу". По-моему, это гениальные стихи. Лучше, чем
пушкинские. Это моя старая идея. Тот свет, встреча с отцом - ну, кто
об этом так говорил?
И. Бродский
Современная полка
И.А. Бродский. Стихотворения
"Даме могло быть лет шестьдесят-шестьдесят пять... Она в купальнике
шла мимо бассейна. Пройдя мимо инструктора и оказавшись в трех-пяти
шагах от него, она повернула к нему голову, улыбнулась и помахала
рукой. У меня сжалось сердце. И улыбка, и этот жест принадлежали
двадцатилетней женщине, ...были исполнены прелести и изящества, тогда
как лицо и тело уже утратили всякую привлекательность... Какой-то
частью своего существа мы все живем вне времени". М. Кундера.
Бессмертие.
И в самом деле, как бы ни играли нашей жизнью иллюзия и случайность,
мы не принадлежим им целиком. В каком-то другом измерении каждый из
нас стоит в темноте над холодной рекой - и только; но это, возможно,
самое главное, что должно быть о нас сказано.
Значит, нету разлук.
Существует громадная встреча.
Значит, кто-то нас вдруг
В темноте обнимает за плечи,
и, полны темноты,
и полны темноты и покоя
мы все вместе стоим
над холодной блестящей рекою.
Поэзия Бродского обращена к сокровенному "я" в каждом из нас. Она не
сообщает ничего нового. Она лишь высвечивает это "я", давая нам
возможность ощутить истинный масштаб существования.
О чем бы ни зашла речь - в стихах Бродского говорится сразу обо всем:
о жизни и смерти; первый попавшийся сюжет стремительно восходит к
судьбе человека во вселенной.
"Как стремительна жизнь / в черно-белом раю новостроек..." - в этой
короткой фразе целая философия восприятия жизни; "небосвод разлук /
несокрушимей потолков убежищ" - окончательная итоговость этой
метафоры пронзает вам сердце; образы Бродского, неповторимый
интонации его голоса - те "скважины" (по выражению набоковского
персонажа), ради которых только и стоит читать стихи. В те мгновения,
когда вы замираете, пораженные тем или иным оборотом, вы вдруг видите
в себе - себя.
О, облака
Балтики летом!
Лучше вас в мире этом
Я не видел пока.
...Путь над гранитом
над знаменитым
мелкой волной
морем держа,
вы - изваянья
существованья
без рубежа.
Познайте себя. Читайте Бродского.
А. Ганин
Art-полка
Оптимизм памяти. Ленинград 70-х. СПб.: Лимбус Пресс, 2000
Этот альбом - очередная подборка основных эстетических мифологем
города. Визуальный "оптимизм" фотографов представлен традиционно
романтическими бело-ночными разведенными мостами, обнимающимися на
набережных парочками, чайками над Невой. А еще - туманной сыростью-
серостью, дворами-колодцами, горсткой детей, ползающих по невскому
льду.
Конечно, присутствуют портреты людей, чьи лица-имена стали знаками
эпохи: нобелевского лауреата Бродского и писателя Довлатова,
академиков Лихачева и Пиотровского, композитора Соловьева - Седого и -
сами знаете кого - Брежнева.
Добавьте сюда переполненные напускным оптимизмом советские мифы:
первомайские безумия, транспаранты, пионеры с картонным
Лениным, "хоругви" и лики политбюрошных членов... Поэтика Октября.
Парад-показ ракет и танков на Дворцовой. Для контраста - немного
андеграунда, "квартирников" и богемы.
Все эти образы-осколки втиснуты в одну обложку, сливаются в
завораживающий черно-белый фильм, в котором главный герой -
теряющийся в мифических пространствах, многолико-многогранный Город.
А. Воцвешакин
Я знаю, как трудно современному, безнадежно занятому человеку найти
хоть несколько мгновений для чтения стихов... Но если вас вдруг
потянуло к потрясающей поэзии Баратынского или Бродского, вы можете
купить их сборники в магазине "Biblion". Для этого
прикоснитесь курсором к имени поэта в начале нашего рассказа о его
стихах.
Хочу попросить вас написать мне о том, с кем ассоциируется у вас
Антон Павлович Чехов. Давно, давно мечтаю поставить его пьесы на
Верхнюю полку, но все не могу найти ему достойных спутников.
Итак:
- Какой это современный писатель?
- Какой художник?
- Какой литературный герой?
- Какая сказка?
Герой нашей игры известен заранее, но от этого ваши ассоциации
любопытны мне ничуть не меньше. Напомню, речь идет о пьесах Чехова.
Жду ваших писем. Спокойной ночи!
С уважением,
Ольга Надпорожская
#!ShowTnx();
|